В группе риска — ребёнок-пассажир
Число частных автомобилей у нас растёт, с 2010 по 2014 год оно увеличилось на 9 млн, неудивительно, что растёт и доля детей, которые получают травмы и погибают, будучи пассажирами частного транспорта. Наряду с превышением скорости, нарушением Правил дорожного движения водителями источником опасности для ребёнка является отсутствие детского автокресла или неправильное, незащищающее приспособление, которое автокресло заменяет. Именно поэтому к детским автокреслам (или, как они называются в документах, детским удерживающим устройствам — ДУУ) сейчас такое внимание и специалистов, и прессы.
Из числа всех погибших детей за 10 месяцев этого года 361 были пассажирами автомобилей. 57 из них перевозились без каких-либо удерживающих устройств и ремней безопасности. Среди раненых, перевозимых с нарушениями, — 1053 ребёнка. Причём больше всего погибло детей в возрасте до 1 года. 56 младенцев! У нас мамы почему-то до сих пор считают, что держать в машине малыша на руках — самое милое дело. Увы, это не так. По закону физики при столкновении (которое всегда возможно на дороге, как бы аккуратно мы ни ехали) младенец будет вырван из рук взрослого с огромной силой. Как раз о таком случае рассказал полковник полиции Максим Белугин на конференции, посвящённой Дню памяти жертв ДТП. В Пермском крае среди белого дня водитель легковушки, стаж вождения которого был менее двух лет, в условиях снегопада выехал на встречную полосу и столкнулся с другим легковым автомобилем. В результате три пассажира погибли, один из которых — младенец, находившийся на руках у матери, сидевшей на заднем сиденье.
Ну что тут скажешь, кроме того, что дети оказываются заложниками нашей безответственности?!
Акселерации не наблюдается
Пора наводить порядок
Итак, дети до 12 лет и ростом ниже 150 см должны в автомобиле сидеть или в автокреслах, или на бустерах и быть пристёгнутыми. Но какие кресла продаются у нас? Все ли они того качества, которое может защитить ребёнка в случае ДТП?
В общем, пора наводить порядок.
Вопрос остаётся открытым
На рынке вовсю раскупают китайские автокресла, что подешевле, которые не испытывались ни у нас, ни в Европе и не отвечают стандартам ЕЭК ООН, да и не обязаны им отвечать, так как Китай не подписывал Женевское соглашение. Но прочны ли эти кресла?
В 2011–2014 годах в «НАМИ» испытали 59 приспособлений, которые продавались в розничной сети как детские удерживающие устройства. 46 из них по разным причинам не прошли тесты по требованиям ЕЭК ООН. 28 из 59 (практически половина!) не смогли обеспечить защиту ребёнку в случае ДТП. Однако все эти «ДУУ» имели сертификаты соответствия, непонятно кем и на каком основании выданные. Теперь становится понятно, почему в сводках ГИБДД мы читаем, что примерно 4/5 погибших в ДТП детей-пассажиров находились в тех или иных ДУУ. Но только в каких?
Тренируемся в игре
Благотворительный фонд «За безопасность» среди других видов деятельности занимается и повышением культуры поведения детей на дорогах.
— Дети учатся правильному поведению на примере родителей. Если мы хотим, чтобы они умели безопасно переходить дорогу, давайте начнём с того, что не будем нарушать правила перехода сами:
- не станем перебегать проезжую часть в неположенном месте, особенно когда рядом с нами дети;
- не будем переходить дорогу на красный свет светофора даже по «зебре»;
- прежде чем ступить на пешеходный переход, убедимся, что все транспортные средства остановились. Ведь водитель может отвлечься, у автомобиля могут отказать тормоза, при торможении на скользкой дороге машину по инерции может понести прямо на нас...
Объясняйте детям все эти соображения, когда вы вместе переходите улицу.
Совместно со специалистами некоммерческого предприятия «Союз автошкол» мы разработали несколько игровых тренингов для детей дошкольного и школьного возраста. Родители могут взять их на вооружение.
Когда ведёте ребёнка в детский сад или в школу, поиграйте с ним в «Угадайку»: спросите, что за знаки вы видите на пути, для чего они нужны? О чём может говорить разметка на дороге? Пусть ребёнок ошибается или рассказывает небылицы, когда его варианты иссякнут, объясните ему настоящее значение встреченных знаков.
Перед тем как разрешить ребёнку ходить в школу, в магазин самостоятельно, нарисуйте с ним его путь, отметив переходы, светофоры, «зебры» и прочие дорожные знаки.
Учите ребёнка самостоятельно принимать решения. Часто, когда кто-то из толпы, стоящей у пешеходного перехода, начинает перебегать дорогу на красный свет, некоторые люди, поддавшись стадному чувству, бегут на красный вслед за ними. Стоя около пешеходного перехода, обратите внимание ребёнка на поведение других людей. Спросите, что нужно делать, когда кто-то перебегает проезжую часть на красный свет? Как вести себя правильно?
Смотрите также:
- Хорошо сидит? Как обезопасить ребёнка в автомобиле →
- Вирус под контролем. Люди с ВИЧ живут долгую жизнь →
- Вокруг кресла. Защищены ли дети в автомобиле? →