Какими должны быть детские игрушки?
Создатели игрушек всегда стремились к тому, чтобы они привлекали детское внимание, были интересными и увлекательными. Достаточно посмотреть на старинные деревянные игрушки — они ярко раскрашены, могут совершать забавные движения (курочка, клюющая зерно), издавать звуки (колокольчики и свистульки), предполагают ответные действия малыша — возможность разобрать, например, матрешку или покатать тележку.
Не могу сказать, что произошли какие-то особые изменения с точки зрения восприятия малышом игрушки. Ребенок, как и несколько веков назад, в первую очередь обратит внимание на яркий, красочный объект. Малыша привлечет движение, которое совершает игрушка, или звуки, которые она издает. А подрастая, ребенок будет исследовать предмет, разбирать, придумывать для игрушки роли и фантазировать.
Изменяется только материал и возможности игрушки, некоторые из которых для ребенка могут быть избыточными, ненужными. Не вдаваясь в теоретические основы игровой деятельности, можно посоветовать при покупке новой игрушки для ребенка обязательно задать себе вопрос, что она принесет, какие качества разовьет и какие умения сформирует.
«Умные» игрушки: за и против
Итак, стоит рассмотреть разные виды умных игрушек с точки зрения их пользы или ненужности для малыша.
1. Красивая движущаяся игрушка с разнообразными звуками сможет привлечь внимание даже того ребенка, который имеет трудности в восприятии. Только не устанет ли ребенок от этого изобилия? Не устанут ли родители от навязчивых, повторяющихся звуков? Игрушка должна соответствовать темпераменту ребенка, быть комфортной, не перегружать лишним. Необходимо задуматься, что именно ребенок сможет делать с данной игрушкой в течение продолжительного времени.
2. Обучающая игрушка, предлагающая выучить буквы, цифры и выполнить различные интеллектуальные задания. Стоит задуматься о том, зачем это нужно и когда может пригодиться. Буквы, цифры и иные задания для подготовки к школе часто родители дают детям в возрасте лет пяти. Более раннее обучение этому скорее излишне нагрузит память, чем будет развивающим методом. Но и в дальнейшем обучение ребенка в общении с ним, в совместной деятельности, гораздо сильнее обогатит ребенка, чем занятия с искусственной игрушкой. Однако бывают случаи, когда ребенку приобретение этих навыков дается с трудом, требуются дополнительное время и большое количество повторений, или же у ребенка есть особенности, трудности в общении с педагогом. Тогда выполнение заданий вслед за обучающей игрушкой может принести пользу.
3. Игрушка, общающаяся с ребенком. Такого рода игрушек раньше не было. Точнее они были большой редкостью и ценностью. Тут можно вспомнить сказку о трех толстяках, где описана как раз такая кукла. Общение между живыми детьми гораздо более содержательно, чем с искусственным разумом. Можно много говорить, что нам не хватает времени на общение с ребенком, но что может быть важнее этого? Возможно ли на современном уровне заменить живое общение на искусственное? Наверное, возможно. Только вот результатом общения является тесный эмоциональный контакт, который возникает между людьми. Готовы ли люди поделиться с игрушкой той частью любви, которая изначально была предназначена для мамы, папы, сестренок и братишек? Однако среди детишек с особенностями развития есть и такие, кто должен заучить шаблоны в общении с другими людьми, некие эталоны действий по определенной просьбе. Вероятно, для них такие игрушки могут иметь развивающий компонент.
Родители хотят видеть в своих детях умение мыслить, принимать решения, творить и придумывать, т.е. активность и сообразительность. Эти качества развивает та игрушка, которая не станет за ребенка предлагать заранее запрограммированные варианты, говорить и заставлять подчиняться искусственному разуму. В этом смысле обычная кукла, машинка, конструктор являются гораздо более развивающими игрушками. Ведь они предполагают, что ребенок будет сам создавать сюжет, фантазировать и учиться мыслить.
Смотрите также:
- Из лучших побуждений. Психолог о том, как родители убивают в ребёнке творца →
- Поём, танцуем или рисуем? Какой тип восприятия у вашего малыша →
- Шесть вопросов логопеду →