Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, не секрет, что одни дети хотят учиться, а другие - нет. У вас есть рецепт, как сделать так, чтобы ребенок пошел 1-го сентября в школу, как на праздник?
Светлана Клюваева: Дело в том, что многие родители начинают с детства пугать ребёнка: «Вот пойдёшь в школу, там учитель тебя не будет ждать. Там надо всё делать быстро. Там нельзя хулиганить». И ребёнок растёт в ожидании, что школа – это что-то ужасное, где строгие учителя, где нельзя расслабиться, где всё будет очень жестко. Стоит ли потом удивляться, что ваше чадо не хочет идти в первый класс?
Постройте свой диалог с ребенком в другом ключе. В 4-5 лет родители могут рассказать, что школа – это то место, где ты будешь учиться, обретёшь новых друзей, то есть школа – это совсем не страшно, а очень интересно. Если родители будут настраивать ребёнка на то, что в школе ему будет хорошо, интересно, у него появится много друзей, он будет получать удовольствие от того, что узнает что-то новое, то ребёнок будет ждать школу как интересное приключение в своей жизни.
Н.К. АиФ.ru: С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу, с шести или все же с семи лет?
С.К.: Лучше отдавать ребёнка в школу с 7 лет, потому что, по данным наших психологов, которые наблюдали за детьми, которые рано пошли в школу, многие из них были не готовы к учебной деятельности. Если в начальной школе они хорошо учились за счёт хорошей памяти, которая в этом возрасте присутствует, то в средней школе они уже испытывали трудности, потому что там включались другие механизмы, такие как логика, причинно-следственные связи, и им уже было сложно. Поэтому, если вы сомневаетесь – отдать ребёнка в 6 или в 7 лет, лучше отдать в 7.
Н.К. АиФ.ru: Какие факторы говорят о том, что ребенок готов к школе?
С.К: Если ваш ребенок может 20-30 минут позаниматься самостоятельно, именно делая какое-то задание. Не просто играя или рисуя то, что он хочет, а выполняя задание. Например, обвести картинку из точек, перерисовать что-то. Это говорит о том, что произвольные функции сформированы в достаточной степени для школьных занятий. А психологическую готовность можно проверить таким образом: спросите ребенка, хочет ли он идти в школу. Тот ребёнок, который уже готов, у которого уже формируется склонность к учебной деятельности, скажет: «Я хочу идти в школу, потому что я там узнаю много нового». У него есть познавательный интерес. Ребёнок, который не готов, либо не хочет идти в школу, либо говорит о том, что идёт туда поиграть.
Н.К. АиФ.ru: Школа - это определенный режим, как приучить к нему ребенка?
С.К.: Надо обязательно соблюдать режим подъёма и отхода ко сну, который будет соответствовать тому времени, когда он пойдёт в школу. То есть, если ребёнок привык вставать в 10 или 11, а первого сентября он встанет в 7 утра, — для него это будет стресс. Поэтому уже в августе, если ребёнок не приучен к этому, то надо приучать его вставать вовремя в школу. Во всём остальном ничего особенного делать не надо.
Н.К. АиФ.ru: Светлана, а как вы относитесь к тестированию детей на предмет их склонности к гуманитарным или точным наукам, нужно ли это делать?
С.К.: В раннем возрасте выявляется готовность к школе, зрелость мозговых структур, общая осведомлённость. В принципе, если у родителей есть желание, можно провести тестирование. Но опять-таки, начальная школа — больше про процесс. Очень многие родители хотят как можно раньше впихнуть в ребёнка много знаний, но та же самая математика, физика - зазвучат позже, когда ребёнок перейдёт в среднюю школу. Поэтому в начальной школе лучше выбирать не школу, а учителя, который поможет ребёнку адаптироваться к школе, полюбить процесс, не отбить охоту учиться. В начальной школе важно именно это, а не те знания, которые он получит. Важно, какую базу он получит, а спецпредметы можно изучать позже.
Н.К. АиФ.ru: Как минимизировать стресс ребенка от новой обстановки и новых учеников, с которыми ему предстоит познакомиться первого сентября?
Также хорошо проиграть ситуации, когда учитель спрашивает, а ты боишься отвечать. Или дети дружат, ты хочешь поиграть с ними и не знаешь, как подойти, как познакомиться. Ребёнка можно этому научить, и тогда он уже идёт со знаниями, как вступать в такие социальные отношения с учительницей и другими детьми.