Врожденная или приобретенная?
Признаки чрезмерной застенчивости: | |
---|---|
- ребенок избегает внимания чужих людей, не может выступать перед публикой; - когда приходят гости, малыш прячется за спину взрослого или уходит в свою комнату; - после вопросов посторонних краснеет, отворачивается; - предпочитает тихие, неспортивные игры; - может разговаривать сам с собой; - в детском саду выбирает только одного друга или играет в одиночестве; - часто ходит в обнимку с любимой игрушкой, которая служит для него защитным барьером, ограждением от внешнего мира; - до школьного возраста нуждается в присутствии мамы поблизости, ходит «за ручку»; - в классе выбирает место в крайних рядах (у стенки или у окна); - при давлении на такого ребенка у него возможны проявления нервного тика, энуреза. |
Застенчивость– врожденное качество. Вполне возможно, кто-то в вашей семье отличался повышенной скромностью, и теперь эта особенность передалась по наследству вашему ребенку. Застенчивость присуща людям определенного темперамента. Дети-меланхолики обычно тихи, погружены «в себя», медлительны и… стеснительны. Для многих из них – настоящая пытка участвовать в детских утренниках, выступать перед аудиторией или по маминой просьбе декламировать гостям «стишок наизусть».
Но застенчивость бывает и приобретенной. В период активного психоэмоционального развития, в возрасте от года до 5 лет, дети очень ранимы и восприимчивы к оценке их действий со стороны взрослых. Порой малыш старается выучить новую песенку, освоить незнакомое действие, построить красивый замок для мамы…
А натыкается на критическую оценку или осуждение родителей. Услышав несколько раз в свой адрес: «ну кто так рисует», «ты танцуешь, как медведь», «смотри, какой беспорядок после твоей игры с конструктором» – ребенок начинает искренне верить в свою несостоятельность. В школе такие детки не будут «рваться в бой», чтобы показать свои успехи. Ведь, если даже родители не оценили их стараний, чего же ждать от посторонних людей. Так заниженная самооценка ведет к приобретенной застенчивости.
Мягкая коррекция
Ни в коем случае нельзя «перевоспитывать» ребенка, если речь идет о врожденной застенчивости. Любые попытки вмешаться в натуру малыша, поменять ее обернутся для него неврозом.
С помощью психолога установите, передалась ли эта особенность вашему чаду по наследству или появилась как следствие каких-то обстоятельств. Для застенчивых детишек существует множество коррекционных методик. Это могут быть специальные интерактивные игры – индивидуальные или групповые. На таких тренингах ребята учатся преодолевать робость (в рамках своих возможностей и желания), избавляться от тревожности. В игре дети обретают чувство безопасности, защищенности.
Понимают, что они не одни и вокруг них – такие же детки, с такими же страхами.
Не старайтесь действовать по принципу «в прорубь с головой». Многие родители начинают настойчиво заставлять детей петь, танцевать и играть на сцене, чтобы те как можно скорей избавились от своей природной скромности.
Вводите малыша в мир активных игр постепенно и аккуратно. Приведите ребенка на детскую площадку. Дайте ему время осмотреться. Подойдите вместе с ним, держа его за руку, к месту скопления других детишек. Спросите, во что они играют и хотят ли взять еще одного игрока. Стойте с малышом до тех пор, пока он не освоится и сам не отпустит вашу руку. Когда к вам приходят в гости, не заставляйте ребенка «выдавливать» из себя сведения об имени, возрасте. Посоветуйте гостю сесть на корточки, чтобы быть на одном уровне с ребенком, взять игрушку и говорить с малышом от ее лица.
Раскрепоститься застенчивым детям также помогают иппотерапия(езда на лошади), дельфинотерапия, канистерапия(терапия с собаками).
Главное в коррекции застенчивости – принятие своего ребенка таким, какой он есть. Ведь и у его характера есть положительные стороны: застенчивые дети – верные друзья, хорошие помощники по хозяйству, усидчивы в учебе.