Школьная нагрузка. Когда учёба станет безопасной для детей?

Об этом рассказывает Владислав Кучма, профессор, член-корреспондент РАМН, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.

   
   

Родители, следите!

«АиФ»: - Владислав Ремирович, как относитесь к тому, что в школах вводят всё новые предметы?

В.К.: - Если мы вводим новый предмет, значит, нужно отказываться от чего-то уже имеющегося. С каждым предметом нагрузки увеличиваются вдвое - ведь есть ещё домашнее задание.

И никто не удосуживается посмотреть, сколько времени можно уделять урокам согласно санитарным правилам. А там написано, что на всё домашнее задание младшим школьникам нужно тратить всего полтора часа. В условиях, когда нарастают патологии зрения, нарушения осанки, нервно-психические отклонения, надо помогать школьникам. А родители почти никогда не интересуются, за какой партой сидит ребёнок, что он ест на завтрак, какое освещение в его классе, в какой туалет он ходит. Ведь школьные туалеты часто в ужасном состоянии: там курят старшеклассники, грязно. А потом удивляются, откуда у ребёнка запоры, колиты. А что дети пьют? Воду из-под крана в туалете. Почему на переменках не открывают окна, чтобы дети не сидели потом в душных классах? Родители должны задать все эти вопросы и вместе со школой обеспечить своим детям нормальное пребывание в учебном заведении. У нас в торговых центрах, ресторанах, аэропортах уже давно соблюдают все нормы. Неужели мы не можем добиться того же от школ?

«АиФ»: - За последние годы было несколько случаев, когда подростки умерли на уроках физкультуры. Это результат резкого ухудшения здоровья детей?

В.К.: - Последние исследования показывают, что дети стали расти быстрее, имеют большую массу тела, раньше созревают. Но функциональные возможности у них гораздо ниже, чем у предыдущих поколений. У таких трагедий есть свои причины: иногда дети недообследованы, иногда они знают о своих недугах, но стесняются сказать. Конечно, в школе должен быть медицинский работник. Чтобы ребята получали реальный, а не формальный допуск к соревнованиям, к туристическим походам, кроссам и т. п.

   
   
Фото www.russianlook.com

Какая смена лучше

«АиФ»: - Постоянно возникают скандалы со школьным питанием. Когда детей начнут кормить нормально? 

В.К.: - Опросы показывают, что у нас 40% детей приходят на уроки не позавтракав. Что получается? Ребёнок целый день голодный. Это неприемлемо! Мы пока не смогли убедить родителей, что в школе дети должны питаться. Если не нравится школьная еда, нужно организовать место, где ребёнок сможет съесть принесённый с собой бутерброд, ­йогурт. Сделать так, чтобы он не стеснялся, чтобы его пускали в столовую со своим обедом.

«АиФ»: - Внедряют ридеры, электронные доски. Новинки нужны?

В.К.: - От современных технических устройств никуда не деться. Но если учебник по географии разработан для компьютера, а ребёнок смотрит его на экране телефона, который в 10 раз меньше, - это опасно. Планшетник и ридер (электронная книга) иногда допустимы. А вот ноутбуки - устройства не для школьников! Они не обеспечат безопасного для здоровья положения тела.

«АиФ»: - Какая смена для ребёнка лучше - первая или вторая?

В.К.: - Лучше то, что заложено природой. Вторая смена появилась не от хорошей жизни. Есть периоды, когда у ребёнка высокая работоспособность, - это первая половина дня, с 8 до 12 часов. Второй пик - с 16 до 18 часов, но он короче. В идеале все дети должны учиться в первую смену. Потом пообедать, погулять и к 16 часам садиться за уроки.

Смотрите также: