Врачебные ошибки: Как защитить ребёнка от неверного диагноза?

Коллаж: Андрея Дорофеева

В ночь с воскресенья на понедельник поили малиной и дет-ским панадолом, обтирали лоб тряпочкой, смоченной в воде с уксусом, мечтали, чтобы утром проснулись - и здоровенькие. А дудки. Утром сын проснулся, горя, как факел на газовом месторождении. Температура 39, глаза грустные, нужно вызывать участкового. До детской поликлиники проще дойти, чем дозвониться, но, слава богу, она рядом, а я учёная. Оформляю заявку на вызов врача, в регистратуре мной откровенно недовольны: «Ну что значит просто температура ни с того ни с сего? Мороженое лопали, с бомжами купались, с ветряночными детьми с одной тарелки ели?» Я всё это не фиксирую, запоминаю одно: участковый должен прийти с 11 до 16. Приходит в 17, но это неважно, мы ждём его с горячим нетерпением - ну, с учётом температуры. «Дайте два пакета!» - прямо с порога. Из-за ночного неспанья не сразу понимаю, что это такой домашний аналог бахил.

   
   

Молодой, но сильно усталый мужчина быстро моет руки, пытается поставить температурного ребёнка вертикально - не очень получается. На просьбу: «Скажи «а-а-а!» - маленький пациент реагирует нервно. Сначала плачет, крепко стиснув рот, потом, прямо на всхлипе, засыпает. Стоя. «Всё ясно, - говорит участковый, - даже слушать незачем. У вас бронхит, причём в очень тяжёлой форме! Берите ручку, записывайте, что купить!» Робко спрашиваю: а почему ж бронхит, если сын не кашляет? «А потому, что все мамы сильно умные стали.

Есть скрытые признаки. Он у вас так через день закашляет, что будете из квартиры бежать», - строго отвечает доктор и диктует список на несколько страниц. Детский анаферон - для иммунитета, капли в нос трёх видов, бромгексин - от кашля и антибиотик «Флемоклав солютаб» - собственно, от бронхита, который надо потреблять 5 дней, и т. д., и т. п. «Может, вы сами название антибиотика напишете?» - спрашиваю, отчаявшись с третьего раза написать его правильно. «А как вы потом поймёте, что к чему? - строго отрезает врач. - Ну и молоко с мёдом». На этих словах участковый, сорвав пакеты с ног, уходит. Я иду в аптеку и покупаю всё по списку (2 тыс. руб.).

Когда возвращаюсь домой, ещё не начав лечения, у ребёнка начинается... нет, не кашель. Сначала понос, потом рвота. Вызвать повторно участкового невозможно, звоню в платную клинику. Пришедшая через полчаса женщина ошарашивает: «У вас желудочный грипп. Пейте «Смекту», активированный уголь, много воды, главное - никаких антибиотиков, они для флоры желудка губительны. И молочных продуктов избегайте - это сейчас для вас ну очень вредно!» «А как же бронхит, как же тёплое молочко с мёдом?» - спрашиваю с удивлением. «Вы что, мать, тоже температурите? Какой бронхит, откуда?» - удивлённо спрашивает доктор. К счастью, во второй раз лечение нам назначили правильное, и ребёнок выздоровел, но… Но, пока я пишу эту статью, тысячи участковых заходят в квартиры читателей «АиФ» со словами: «Слушать нечего, случай очевидный», - и ставят детям неверные и опасные диагнозы. Поэтому на примере этого, увы, обычного случая мы попытались разобраться: что ошибочно сделала я (мама), что неправильно - врач и что «недокручивает» наше здравоохранение?

Ручку в руки!

Вот что по поводу первого диагноза сказал Юрий НОВИКОВ, профессор, руководитель кафедры пульмонологии РНИМУ им. Пирогова:

- Безошибочно, основываясь только на результатах прослушивания, диагноз «бронхит» можно поставить только в том случае, если у пациента обструктивный синдром (при дыхании слышны хрипы и свист). Если их нет, то диагноз ставится на основании клинических симптомов (кашель, затруднённое дыхание, головная боль, ощущение спазма в горле). Если для врача принципиально важно поставить точный диагноз, он назначает полное обследование, которое включает в себя рентген, анализ крови и спирограмму (исследование функции внешнего дыхания).

Диагноз моему ребёнку поставили неверный из-за недостаточности обследования. С одной стороны, как бы понятно: у участ­кового, «галопом по Европам» обегающего свой участок, нет времени на вдумчивое исследование каждой «детской единицы». С другой стороны, зачем вообще тогда эта профанация в виде прихода на дом?

Александр САВЕРСКИЙ, президент Лиги защитников пациентов, уточнил, что врач должен выписывать рецепты только своей рукой:

- Порядок выписки рецептов установлен приказом № 110 Минздравсоцразвития РФ - в нём сказано, что врач, во-первых, должен сам выписать рецепт, а во-вторых, продублировать назначение в амбулаторной карте. Нежелание врача выписывать рецепт - это уход от ответственности.

   
   

Заставив меня записывать названия лекарств под диктовку, участковый ушёл от юридической ответственности. А я, безропотно согласившись, - от возможности доказать неправильность назначенного лечения в суде.

Александр КАРАБИНЕНКО, профессор кафедры госпитальной терапии РНИМУ

им. Пирогова, объяснил, что поставленный вторым, платным врачом диагноз тоже был… неверным:

- Диагноза «желудочный грипп» не существует! Это не врачебный диагноз! - объяснил специалист. - Желудочный грипп - народное название ротавирусной инфекции.

Врач из частной клиники тоже слегка промахнулась с диагнозом, хотя лечение назначила адекватное!

Где правда, брат?

«Врачи действительно ошибаются, - подытоживает Сергей КОЛЕСНИКОВ, академик РАМН, член Президиума РАМН. - По данным Ассоциации профессиональных медицинских обществ, ошибочных диагнозов в России - от 15 до 40%. Кстати, это уровень ошибок и в ведущих странах мира. Пациенты считают, что их гораздо больше. Но нужно понимать, что оценка пациентов субъективна по вполне понятным причинам. Сегодня большинство из них ставят себе диагноз самостоятельно, нередко - на основе советов «доктора Интернета».

Ещё один серьёзный промах, который допускают пациенты, - перепроверять диагноз, поставленный врачом из поликлиники в коммерческих медучреждениях. Там зачастую ставят диагно­зы, которые приносят больший доход. Лучше искать правду как раз в госмедучреждениях.

По новому закону об охране здоровья каждый пациент имеет право на получение «второго мнения». Если пациент не согласен с диагнозом, по его требованию должен собраться консилиум врачей. Если пациенту покажется, что и консилиум ошибается, он может обратиться в страховую компанию, там будет проведена экспертная оценка заключения врачей. Если пациент не согласен с заключением экспертов, он обращается в Роспотребнадзор и Росздравнадзор, потом в суд. Совет напоследок: не копите обиды. При любых конфликтах с медиками необходимо обратиться к завотделением, начмеду, главврачу. Лучше, если вы это сделаете в тот же самый день!

От редакции. В тот день «искать правду» в своей поликлинике я не могла - ребёнок горел от температуры. И обращаться к начальству «недодиагноста» не было сил и времени. А вот участкового поменяла - это действительно оказалось несложно сделать, а многие не знают. И впредь буду требовать, чтобы рецепты врач выписывал собственноручно.