Гиперактивные дети: Как «лечат» школьников-живчиков в России и США

Начало конфликта

Проблемы с гиперактивными детьми обычно начинаются в школе. До этого родители слишком живого малыша считают, что их непоседа с возрастом остепенится. Но когда такой живчик приходит в школу, оказывается, что он совершенно не может контролировать себя, разгуливает во время урока по классу, выкрикивает ответ, не дослушав вопроса учителя, и своим поведением мешает учиться другим. Школа начинает выражать неУдовольствие, и перед родителями со всей остротой встает вопрос: что делать?

   
   

А дальше этот неуправляемый и «расторможенный» ребенок начинает школой отторгаться, потому что он еще и вспыльчив, агрессивен, раздражителен.

На самом деле такой ребенок болен, его диагноз – синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ – как сокращают медики. Однако что делать с такими детьми, зачастую не знают даже врачи, а уж учителя и родители до недавнего времени вообще не слышали о такой болезни. Хотя, по мнению ученых, детей, страдающих этим расстройством, в России 2 миллиона.

Как лечат у них и у нас

Что вызывает гиперактивность и дефицит внимания? Последние исследования, проведенные в разных странах, показали, что это расстройство связано с дефектом нескольких генов, который приводит к нарушениям метаболизма мозга. В мозге вырабатывается мало допамина, вещества, которое управляет процессами торможения, и много норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение.

В США, Канаде, Европе, Австралии СДВГ лечат в первую очередь медикаментозно. Там считают, что нейрохимические процессы мозга одними воспитательными мерами не изменить. Хотя не отрицают, что гиперактивные дети требуют особого подхода, и даже ищут специальные приемы обращения с ними. Как лечение применяют стимуляторы выработки допамина. Давно и успешно. С их помощью улучшение наступает у 70–90% детей. Особенно хорошо эти препараты действуют на дошкольников и младших школьников. В России гиперактивных детей лечат ноотропами и успокоительными средствами.

Секреты общения

В США, где гиперактивными детьми занимаются давно и плодотворно, врачи и психологи обучают учителей специальным приемам общения с ними.

Главное, такого ребенка надо часто… хвалить. В 5 раз чаще, чем делать ему замечания! Это, конечно, непросто: найти, за что похвалить сорванца, который все делает не так. Причем хвалить надо целенаправленно, всегда указывая, за что.

Распорядок дня, любую работу надо расписывать: что ты будешь делать сначала, что потом?

   
   

Свои требования, просьбы излагать четко, понятно и бесстрастно. Неправильно такому ребенку сказать: «Почему ты никогда не слушаешь объяснения учителя?» Скажите: «Тебе надо слушать, когда учитель объясняет».

Повысить слабую мотивацию к учебе можно вознаграждением. Психологи советуют за каждую хорошо выполненную работу, за хорошее поведение награждать живчиков приятными пустяками, например, ролью помощника учителя, правом выбрать парту, за которую он может сесть, похвальной записью в дневнике, маленькой безделушкой…

Американские учителя держат постоянную связь с родителями гиперактивных детей: каждый день пишут им отчеты, как их дети себя вели. А родители ходят в клубы психологической поддержки, потому что им очень трудно растить своих живчиков. У нас, например, все вокруг обвиняют таких родителей в педагогической безграмотности, утверждая, что это они виноваты в том, что их дети так себя ведут.

И последний совет, очень важный: как бы ни возмущал вас ребенок, надо сдерживать эмоции. Эмоциональная реакция взрослого возбуждает живчика еще больше, и он начинает еще хуже контролировать себя.

Смотрите также: