Монстр Горыныч. Какие игрушки покупать детям, а от каких лучше отказаться

Мол, западный ширпотреб навязывает детям западное мировоззрение, а как извратились там в последнее время нормальные традиционные ценности, мы уже знаем. И вообще американ­ские игрушки опасны для неокрепшей детской психики и ума. 

   
   

Лучшая кукла - молчащая?

Прежде всего законотворцев возмутили куклы-монстры из популярного мультфильма. По виду они напоминают мертвецов и зомби с соответствующими атрибутами - гробами, костями и прочими «ужасами». Правда, реальный вред от таких игрушек пока ничем не подтверждён. 

«Это явление достаточно новое, мы его ещё не изучали, чтобы посмотреть отсроченный эффект от использования таких кукол детьми, - утверждает Елена Смирнова, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, профессор. - Но что можно точно сказать без всяких экспертиз: если игрушка не даёт однозначного представления красивого - некрасивого, доброго - злого, то она не подходит маленькому ребёнку. Дети до 6 лет не различают полутонов, для них не существует ещё таких понятий, как аллегория, ирония, тем более когда речь идёт о таких сложных понятиях, как жизнь и смерть. Они воспринимают всё как настоящую реальность».  

По мнению Е. Смирновой, сегодня хорошие игрушки найти в магазинах, несмотря на видимое изобилие, чрезвычайно трудно. «Очень многие игрушки не подходят для детской игры. Они отупляют детей, не будят детскую фантазию, сводят игру к каким-то однообразным, примитивным действиям типа нажатия на кнопки. Хорошая кукла сегодня - самая дефицитная игрушка. Половина из них говорит или однообразно шевелится, что исключает возможность собственной активности ребёнка, превращая его в пассивного наблюдателя. Другая половина имеет вид гламурных моделей. А дошкольнику важно видеть в кукле отражение себя, чтобы включать её в свою игру. Хорошая кукла - спокойная и молчащая. Что касается игрушечного оружия, то оно должно быть условное. Не по-настоящему стрелять, блестеть и греметь. Например, деревянный пистолет, пластмассовая сабелька. Вот это делает мальчика воином, мужчиной, защитником, но условно, а не реально. Игрушка должна быть обозначением, знаком реального предмета, а не его точной, работающей копией. Игрушек не должно быть много. Игра - это не коллекционирование. Когда игрушками завалены комнаты и ребёнок их не дифференцирует, они не средство его деятельности, а его имущество, которым он просто владеет, - это извращает игру и превращает ребёнка в потребителя». 

Не одобряют некоторые психологи и модные игрушки в виде увеличенных моделей микробов и бактерий. 

«Производители утверждают, что такие игрушки - наглядное пособие, помогающее объяснить ребёнку трудные вопросы: откуда берутся дети, почему надо мыть руки, - говорит Наталья Матушкина, специалист Центра экспертизы игрушек МГППУ. - Но каждому знанию - своё время. Детское восприятие отличается от взрослого. Есть знания, понимание которых требует развитого абстрактного мышления. Поэтому не надо пытаться объяснить дошкольникам, что такое логарифмы, атомы, целлюлоза, вирусы Эпштейна-Барр и прочее. Неслучайно анатомия, клеточная биология, вирусология преподаются в старших классах. Давая преждевременные знания, мы формируем отвращение к учёбе».

Когда сюжеты важнее героев

- По большому счёту, наши родные Змей Горыныч, Чебурашка и Электроник - это тоже монстры, - считает Пётр Дмитриевский, семейный психолог. - В том смысле, что в природе таких существ не бывает и некоторые из отечественных монстров тоже обладают необычными способностями, а иногда достаточно агрессивны.

   
   

Не уверен, что задача психологов - определять, что является добром, а что злом. Но мы точно должны информировать родителей, что игра - это пространство, где ребёнок осваивает способы поведения и ценности. Мне кажется, родителям стоит обратить внимание не столько на то, как выглядят монстры, сколько на то, какие сюжеты проигрывает со своими игрушками их ребёнок. Нравится вам то, что происходит с игрушками, как они общаются, или нет? В зависимости от своего мировоззрения вы можете решить: поддерживать эту игру или вмешаться и предложить альтернативный сюжет.

Одного родителя насторожит, если три куклы нападают и обижают одну, четвёртую. Другой обратит внимание на то, что все герои сидят по своим углам и никто не играет вместе. Третий родитель порадуется тому, как персонажи детской инсце­нировки оказались в конфликте, но смогли договориться. Сюжеты игр показывают, какие темы в мире человеческих отношений и человеческой жизни сейчас беспокоят ребёнка и какие модели поведения он выбирает. Пока его психика ещё не сформирована, у родителей и воспитателей есть возможность в игровой форме, через реплики и действия игрушек, компенсировать те навыки, которых может не хватать ребёнку: навык отстаивать то, что дорого, навык обращения за помощью, навык принесения извинений и получения прощения».

Но, какими бы ни были игрушки, покупают их детям родители. Да, технологии зарабатывания на детях продвинулись. Сначала создаётся мультсериал. Дети привыкают к его героям. И, если приходят в магазин, первым делом просят кукол или персонажей из мультиков, а не старых добрых пупсиков. Правильные, с точки зрения взрослых, игрушки их совсем не влекут. Заметьте: производители игрушек это тоже отлично знают, недаром такие куклы на порядок дороже обычных. Почему? Ребёнок не понимает, что делать с «правильной» игрушкой, мультяшные же образы разрекламированы, малыши каждый день видят их по телевизору, поэтому могут скопировать сценки и диалоги в игре. Не хотите идти на поводу у моды и производителей - просто не берите с собой в магазин игрушек ребёнка до 5-6 лет. Купите сами хорошую игрушку, научите с ней играть, включите в жизнь ребёнка. Не беда, если вашего игрового «задора» не хватает на целый час. Если родителю скучно и он благородно «терпит» игру, дети это чувствуют. Пуcть это будут пять минут, но в которые вы будете действительно вместе интересоваться приключениями, которые происходят с вашими общими персонажами.