Гробик детям не игрушка! Педагог об экспертизе детских товаров

Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов подписал приказ о создании межведомственной рабочей группы, которая будет проводить психолого-педагогическую экспертизу детских товаров. Зачем понадобилось исследовать игрушки, АиФ.ru узнал у участницы этой группы, директора ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования Татьяны Волосовец.    
   

Наталья Кожина, АиФ.ru: Татьяна Владимировна, почему возникла необходимость проводить психологическую экспертизу детских игрушек?

Татьяна Волосовец: Дело в том, что сегодня на прилавках наших магазинов появилось огромное количество продукции для детей, которая может навредить психологическому здоровью ребёнка. Я имею в виду игрушки, которые вызывают агрессию, страх, негативные реакции. Например, есть такие куклы Monster High. Откровенно говоря, я об их существовании не знала, пока мне не прислали на экспертизу описание этой продукции. Как эксперт, я пришла в ужас, поскольку один из аксессуаров, который прилагается к этим куклам, — гробик. Даже обычный человек, не будучи педагогом или психологом, понимает, насколько это опасная вещь для неокрепшей детской психики. Конечно, для такой игрушки нужно заключение психолого-педагогической экспертизы, которая бы категорически не рекомендовала родителям доставать кошелёк и покупать нечто подобное.

С другой стороны, а почему не покупать подобные игрушки, ведь дети же с удовольствием играют с ними?

Дети играют в те игрушки, которые у них есть, они же сами их не покупают. Но я ещё хочу сказать об огромной роли и ответственности родителей. Если мамы и папы уделяют время ребёнку, играют вместе с ним, при этом наделяя кукольного персонажа добрыми чувствами в момент игры, ребёнок не будет тянуться к агрессивной составляющей.

И ещё есть такая тонкость: каждый ребёнок отождествляет себя с кукольным персонажем. Например: я — мама, а моя кукла — дочь. Можете представить, что ребёнок свою дочку укладывает в гроб. Эти вещи, может быть, и не лежат на поверхности, но их надо учитывать, потому что при формировании личности нужно, чтобы родители покупали игрушки, вызывающие в первую очередь позитивные эмоции, добрые чувства, если они хотят, чтобы их ребёнок вырос психически здоровым.

Татьяна Владимировна, есть кукла Барби, она не вызывает никакой агрессии, но вокруг неё тоже было много жарких споров — такие игрушки будут попадать на экспертизу?

   
   

— Барби не вызывает негатива, но у неё своя история. Она привлекает внимание девочки в первую очередь внешней красотой. С одной стороны, неплохо, когда человек следит за собой и стремится хорошо выглядеть. Однако если кроме такого стремления больше ничего нет — это уже должно насторожить родителей. Опять же важный момент — организация игры: развитие сюжета и распределение ролей. Здесь ключевая роль родителей. Ни одна игра не приобретет того или иного направления, если взрослый его не задаст. Поэтому игра взрослого и ребёнка с использованием кукол, при правильной её организации, сможет не только заострить внимание на нарядах для куклы, но и развивать речь, в том числе расширять и активизировать словарь, формировать познавательную активность, развивать коммуникативные навыки и т. д.

Получается, что обычный заяц или какая-то другая простая игрушка в неумелых руках может стать источником агрессии?

— Верно, если заяц в руках взрослого (значимого для ребёнка человека) будет забиякой, агрессивным, драчуном, то не ждите от своего чада другого поведения по отношению к своим сверстникам.

Я правильно понимаю, что на экспертизу будут попадать только те игрушки, у которых агрессивность, что называется, лежит на поверхности, обычные зайцы и мишки туда не попадут?

— Думаю, что не попадут. Вообще хочу сказать, что весь массив игрушек не будет рассматриваться на экспертизе, поскольку это очень сложно. Сейчас даже по приблизительным данным перечень игрушек и игрового оборудования, которое используется в образовательных учреждениях, составляет около 1500 наименований! Это серьёзная, колоссальная работа. В целом, не нужно абсолютно всё отправлять на экспертизу. Нужно делать это только с теми игрушками, которые вызывают у специалистов вопросы.

А раньше у нас была какая-то экспертиза?

В нашей стране работал Федеральный экспертный совет при Министерстве образования до 2005 года, в котором существовала секция «Игры и игрушки». В 2005 году этот совет перестал существовать, в свою очередь, экспертиза перестала быть делом федерального органа власти. Образовались некоторые общественные экспертные советы: Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, которым руководит Смирнова Елена Олеговна. Я руковожу Межрегиональной общественной организацией «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей», которая проводит экспертизу, привлекая профессионалов. Но подобные организации не относятся к федеральным органам управления, к Министерству образования и науки РФ. Там просто дают рекомендации: можно использовать игрушку или нет. Запретительных функций у нас нет. Если появится совет, наделённый более серьёзными полномочиями, — это было бы полезно.

Можно дать какую-то практическую рекомендацию родителям, какие игрушки категорически нельзя покупать? Например, я сегодня в магазине видела игрушку-бактерию, такую несимпатичную, зелёного цвета, как она повлияет на психику ребёнка?

Вы задаёте слишком общий вопрос. Чтобы оценить любую игрушку, нужно провести комплексную экспертизу. Сейчас трудно сказать, что та игрушка, о которой вы упомянули, — однозначно вредная. Её же нужно посмотреть, понять, какую она несёт смысловую нагрузку, какое воздействие она может оказать, поэтому, как только заработает государственная экспертиза, нужно будет разработать какой-то значок, которым бы маркировались игрушки, помните, как раньше был «Знак качества». Глядя на него, родитель получит некий ориентир.

Есть масса игрушек, смысл которых не совсем понятен. Поэтому здесь и нужна целая рабочая группа, ведь если бы всё было так однозначно, то и экспертиза не понадобилась бы. Существуют вещи, которые несут в себе двойной смысл, и мы попробуем с этим разобраться, используя результаты междисциплинарных исследований развивающей предметно-пространственной среды детства, которыми занимаются ученые нашей страны уже не одно десятилетие, в том числе исследователи Института психолого-педагогических проблем детства РАО.