Евгений Коган: «Все сложнее оставаться приличным человеком»

Фото: АИФ

Все сложнее оставаться приличным человеком. То есть не вляпываться, не принимать участия, не подавать руки подонкам, попросту говоря – не мараться

   
   

С некоторых пор у меня выработалась привычка не разговаривать с таксистами, которые меня везут.

Потому что неизвестно, на что нарвешься. Последний раз я дрался лет шесть с половиной назад, и как раз с таксистом. Веселый шофер завел разговор о политике, быстро переключился на Жириновского, с него – на евреев, и тут его понесло. На мою просьбу остановить машину он выругался, потребовал денег за половину пути, но все равно не прервал свое словоблудие, за что и получил в нос.

Я, мягко говоря, не лучший боец в мире, так что предпочитаю решать проблемы мирным путем. В данном случае – просто выходить из машины. Но недавно мне пришлось сменить три машины: в первых двух шоферы назойливо предлагали обсудить проблему засилия «чурок», а так как половина моих друзей – те самые «чурки», я постарался пресечь разговор на корню, а когда это не удалось – попросил остановить машину. На третий раз разговор снова зашел на излюбленную тему, но мне удалось его как-то сразу свести на нет, так что до пункта назначения я доехал. До сих пор ругаю себя за то, что не вышел, но у меня есть оправдание – я торопился. Переступил через собственные принципы, в результате доехал словно оплеванным.

Опасность подстерегает на каждом шагу. Давний приятель, про которого нельзя было подумать плохого, вдруг в разговоре, походя, замечает: жалко, что Гитлер не уничтожил всех цыган, – дескать, бессмысленная нация, недостойная существования. Красивая девушка с плоским живо том и многообещающим взглядом на втором свидании замечает, что чернокожие недалеко отошли от обезьян – тупые животные. И вот тут очень важно не дать себе поступиться принципами, не смолчать.

Кажется, Довлатов писал, что хамов нужно учить. А прекрасный писатель Эфраим Севела как-то в интервью рассказывал мне, что драться ему приходилось не часто и всегда – с дураками (исходя из контекста я понял, что под дураками он подразуме вал как раз тех самых хамов). Нельзя позволять себе скатываться в паскудство, даже по мелочи.

Нельзя молчать, когда кто-то хамит женщине, когда трое нападают на одного, когда пьяный нелюдь мучает животное, когда вменяемый с виду человек вдруг начинает нести расистскую мерзость. Молчание в этом случае очень вредно для здоровья.

   
   

Для нашего общего здоровья, которое и так в последнее время довольно сильно пошатнулось.

Смотрите также: