Лекарства по-американски. Почему их аптеки лучше, чем наши

   
   

Где граница?

Сходить в аптеку в Америке – значит, одновременно сходить за хлебом, йогуртами, конфетами. Аптеки традиционно располагаются в супермаркетах, а полки с безрецептурными лекарствами мирно соседствуют с продуктами питания и косметикой.

Но свободно, как пачку печенья, можно купить только 10% лекарств, существующих на американском рынке фармпрепаратов. Остальные 90% – пациенты получают только по рецепту. И барьер, отделяющий рецептурную секцию фармацевта от магазина, – это подобие государственной границы, перейти ее не представляется возможным.

Что можно найти на полках с безрецептурными препаратами? Не так уж мало. Ряды антигистаминных сменяются этажами сиропов от кашля, глазных капель, гомеопатических средств, витаминов и биодобавок. В свободной продаже и нестероидные противовоспалительные препараты – «братья» наших тройчатки, аспирина, парацетамола.

Но в безрецептурном отделе американской аптеки не найти многого из того, что в России можно купить совершенно свободно.

Какой таракан угрожает США?

– Лично я не могу без антибиотиков! – так врачам в американских клиниках чаще других заявляют люди, приехавшие из России или Мексики, где традиционно лекарства этой группы есть в свободной продаже. В США на магазинной полке из подобных препаратов можно найти только крем. Все остальные антибиотики – только по рецепту. Доктора их выписывать не спешат, красное горло и высокую температуру поводом не считают.

– У вашей дочери вирус, а не бактериальная инфекция, поэтому антибиотики ей не нужны, – объясняет доктор матери пятилетней девочки, после того как тест на стрептококковую ангину показал отрицательный результат.

Мама недовольна, она ожидала получить рецепт на препарат со вкусом жвачки... Семейный врач Марина Швецарник рассказывает, что пациенты-мексиканцы иногда зовут ее злой за то, что отказывается выписывать антибиотики по их требованию.

А она пытается объяснять, что, употребляя препараты этого семейства без повода, мы делаем «прививку» бактериям, учим их адаптироваться к сильному лекарству. Superbugs – так врачи и ученые называют бактерии, которым уже не страшны многие известные антибиотики.

   
   

Комитет по охране здоровья CША провел исследование, которое обнаружило присутствие superbugs практически везде – в школьных столовых, в адвокатских конторах, спальнях и особенно в... медицинских учреждениях. Защитить от них может собственный иммунитет и общие меры предосторожности. Отчасти из-за страха перед инфекциями Америка помешана на чистоте, и микробы – одна из классических страшилок для взрослых и детей.

Антибиотики в качестве профилактики, а не лечения иногда выписывают людям с пороком сердца или тем, кому предстоит сложная операция – пересадка органов или резекция желудка. Всем остальным рекомендуют витамины, пробиотики, травы. «Бабушкины рецепты» так же популярны в Америке, как и в России. Может быть, только чеснок там уважают чуть меньше, чем имбирь, который кладут для пользы в хлеб, в напитки и даже едят в натуральном виде.

Американские врачи стали чаще, чем раньше, предлагать натуральные средства – например, медовые пластыри в случаях глубоких ран и порезов. Эти пластыри отличаются друг от друга по концентрации и силе воздействия (25 градаций) – от самого нежного до очень сильного, обещающего мощный антибактериальный эффект. Делается все, чтобы не дать человеку «привыкнуть» к антибиотикам, которые ему могут понадобиться и должны помочь в самом тяжелом случае.

Отсутствие антибиотиков в свободной продаже – самая действенная защита потребителя от самого потребителя.

Совершенно несекретно

По статистике, на каждую тысячу жителей в Америке приходится 40 аптек – Pharmacy. Все аптеки в США частные, принадлежат независимым фармацевтам или аптечным сетям. Цены в сетевых аптеках обычно ниже, зато независимые фармацевты ближе, внимательнее к пациентам.

Смотря от того, какая у кого страховка, пациент оплачивает 15% от стоимости лекарства, или фиксированные 10 долларов за каждое наименование, или вообще получает лекарство бесплатно. Люди, достигшие 65 лет, включаются в государственную программу Medicare, которая покрывает расходы на наиболее распространенные лекарства. Без помощи страховок и программ большая часть населения не смогла бы покупать фармпрепараты самостоятельно. Человек средних лет со среднестатистическими проблемами – давлением, высоким уровнем холестерина, гастритом, болью в спине – в месяц тратил бы не менее 500 долларов на лекарства. Даже состоятельным людям это обременительно. Поэтому почти все американцы покупают страховки, подписываются на специальные социальные или государственные программы.

Любая аптека знает о своих пациентах почти все, вся информация заносится в компьютер: какие препараты он приобретал ранее и какие принимает в настоящее время. По статистике, около 20 миллионов американцев имеют проблемы со сном. Человек, постоянно принимающий средства для нормализации сна, по сути состоит «на учете» у аптеки. И эти сведения используют самые разные инстанции. Например, людям, регулярно принимающим снотворные (их нельзя получить без рецепта), могут отказать в покупке личного оружия.

Важно

Доктор Захари Мейзел, работающий в ЕR (отделении скорой помощи), уверен: сегодня больше людей погибает от инфекций, которые перестали поддаваться лечению антибиотиками, чем от СПИДА... Он призывает врачей Америки противостоять традиционному желанию пациента получить от доктора антибиотик без особой нужды.

Кстати

В число рецептурных в Америке попадают многие  популярные противогрибковые  препараты.  Без рецепта можно купить препарат,  снимающий неприятные симптомы «молочницы», но не имеющий в своем составе «лекарственного  вещества». Так что «серьезным  самолечением» с использованием сильных препаратов в США заниматься значительно сложнее, чем в России.

Интересно

>> Знаменитый фармаколог Филипп Ламберт недавно сказал:

– За последние 150 лет самыми великими, изменившими жизнь людей открытиями стали – мытье рук с мылом, антибиотики и SRT1720.

Последнее изобретение – это недавно протестированное лекарство, способное продлить жизнь на 10–15 лет и гарантированно избавить от возможности заболеть диабетом. Благодаря ему лабораторные мыши стали стройными долгожителями. Для людей это лекарство станет доступным через 5–10 лет.

>> Ученым Стенфордского университета понадобилось 10 лет, чтобы создать новую, более сильную форму эритромицина: химически воздействуя на геном природной бактерии, производящей эритромицин, они заставили его быть более активным. А встроив в него еще и геном «кишечной палочки» (которая известна своей способностью быстро размножаться), во много раз удешевили процесс производства этого нового, сильнодействующего препарата, что для пациентов тоже немаловажно.

Несмотря на все достижения, ученые признаются: «Мы не успеваем! Бактерии адаптируются к новым видам лекарств быстрее, чем мы придумываем следующие, более мощные...»

Смотрите также: