Ситуация со свиным гриппом становится угрожающей – число только подтвержденных случаев около 2-х тысяч, а 5 больных уже скончались. Но гораздо больше о серьезности проблемы говорят не эти цифры, а тон выступлений чиновников Минздравсоцразвития и их действия. Еще несколько дней назад они подобно психотерапевтам «убаюкивали» нас тем, что все хорошо, и что к встрече свиного гриппа все готово.
Три дня, которые потрясли меня
Именно так я воспринял заявление заместителя Министра здравоохранения и социального развития Вероники Скворцовой, сделанное 27 октября: «Мы надеемся, что к 1 января у нас будет более 35 миллионов доз вакцины. И с декабря месяца мы планируем по отработанному плану поэтапно начать кампанию по иммунизации населения против гриппа». Согласитесь, все это сказано спокойно и без тени тревоги. И вдруг, всего через день (!), она же делает совершенно новое, и даже революционное заявление: «Иммунизация населения начнется 9 ноября. На первом этапе будет проведена вакцинация работников коммунальной сферы – служб газа, водоснабжения, электрообеспечения. На втором этапе с 23 ноября будут вакцинироваться медработники, преподаватели, студенты 5-6 курсов медвузов». (К слову, почему сантехникам и прочим коммунальщикам грипп H1N1 угрожает больше, чем врачам, мне непонятно. Врачи рискуют заразиться им явно больше.)
А на следующий день 30 октября моя напряженность усилилась еще больше: Минздравсоцразвития официально обнародовало «Временные методические рекомендации по лечению и профилактике гриппа»…. После прочтения документа о защите от свиного гриппа H1N1 спокойствия не прибавилось. И моя тревога стала просто вселенского, глобального масштаба. Почему?
Всё ли познается в сравнении?
Я сравнил рекомендации по профилактике и лечению свиного гриппа с помощью лекарств (вакцины для нас не предвидится), выпущенные Всемирной организацией здравоохранения с нашими. Отличий оказалось больше, чем сходств.
В документе ВОЗ «Использование антивирусных препаратов против гриппа A(H1N1)», переведенном даже на русский язык, для свиного пандемического гриппа рекомендуются только два препарата: «Существует два класса антивирусных препаратов против гриппа: ингибиторы нейраминидазы, такие как оселтамивир и занамивир; и адамантаны, такие как амантадин и римантадин. Результаты тестов на вирусах, полученных от пациентов в Мексике и Соединенных Штатах Америки, показали, что нынешние новые вирусы H1N1 чувствительны к ингибиторам нейраминидазы, но резистентны к другому классу – адамантанам». По простому, это значит, что старый добрый римантадин свиному гриппу не опаснее, чем слону дробинка, а вот два других препарата хороши.
К счастью, в рекомендациях Минздравсоцразвития римантадин тоже не советовали принимать. Но вот в остальном, между нашим и «ихним» документом больше различий, чем сходств. Говоря точнее, сходство только одно – оселтамивир, у нас его тоже упоминают в качестве профилактического и лечебного средства. А вот про занамивир, обладающий точно таким же механизмом действия, у нас почему-то забыли. Зато кроме него наше министерство рекомендует немало других лекарств, упоминания о которых в документах ВОЗ нет. Вот наш список в полном составе: кагоцел, арбидол, интерферон альфа-2b (обычно рекомендуется в комбинации с интерфероном гамма), ингавирин, осельтамивир. Все препараты приведены примерно в том порядке, что и в документе.
В чем проблема? Кто прав, ВОЗ и западные страны, ставящие только на два препарата против гриппа, или мы, идущие своим путем? Ответить на этот вопрос не дает мне ни медицинское образование, ни долгий опыт работы врачом, ни общение со многими специалистами. И дело не в том, что я какой-то недоумок. Медицинский мир по этому вопросу тоже расколот.
Запад есть Запад…
На Западе царствует так называемая «доказательная медицина» - это значит, что эффективность и безопасность лекарств должна быть доказана в огромнейших и сложнейших исследованиях, которые могут себе позволить только крупнейшие фармацевтические фирмы. Российские фармкомпании на Западе не работают, и там наших лекарств не замечают. Там верят только в «своих» - оселтамивир и занамивир делают два гиганта мировой фармакологии. Такую же позицию занимают и у нас многие ученые и врачи. Назовем их условно «западниками». Слов нет, оба препарата открыли новый класс противовирусных лекарств, доказали свою эффективность против обычного сезонного гриппа.
Но вот против свиного вируса их активность с точки зрения «доказательной медицины» пока не столь легитимна. Почему? Во-первых, как пишут выше эксперты ВОЗ, их действие против свиного вируса H1N1 пока доказано в лабораторных условиях. А это не совсем одно и тоже, что и у больных. Конечно, ими лечат и людей с этой инфекцией. Но свирепствует она недавно, пациентов пролечено еще не очень много, и поэтому, окончательные итоги подводить пока некорректно. Лично я думаю, что лекарства окажутся эффективными. Однако, придерживаясь буквы закона, на который так любят ссылаться «западники», нужно еще подождать.
…Восток есть Восток…
Теперь давайте посмотрим на наш список лекарств глазами «почвенника». Серьезных их исследований у больных пандемическим гриппом нет и быть не может – слишком недолго он гуляет по нашим просторам. А вот эксперименты на культуре клеток с некоторыми препаратами уже успели провести. Арбидол оказался эффективным против вируса свиного гриппа в двух исследованиях, проведенных в ГНЦ ВБ «Вектор» в Новосибирске, в ЦХЛС-ВНИХФИ и в НИИ вирусологии РАМН в Москве. Ингавирин тоже успешно исследовали в культуре клеток в «Вирусологическом центре» Министерства обороны в Сергиевом Посаде.
Исследования прочих наших препаратов из списка против свиного вируса мне неизвестны. Но подвести теоретическую базу, и предположить, что они тоже могут оказаться эффективными, можно. Например, кагоцел усиливает в организме синтез главного противовирусного вещества – интерферона, действующего на все типы вирусов. И H1N1 для него может быть уязвим. По этой же причине могут быть активны интерфероны альфа-2b и гамма.
Что в итоге? Получается, что нам повезло, и у нас есть больше лекарств, эффективных против вируса H1N1, чем в остальном мире? Может быть? Но вот только почему их все-таки игнорируют практически везде? «Почвенники» объясняют это происками мировой фармацевтической мафии. А «западники» тем, что нам не доверяют - не верят, что исследования проведены очень корректно, а списки препаратов составлены честно. И у каждого своя правда, есть аргументы за любую версию.
Например, принцип честного составления списков известен со сказочных времен. Он называется «всем сестрам по серьгам». И это значит, что в наши «Временные методические рекомендации по лечению и профилактике гриппа» должны войти все препараты с похожим действием. Но мы уже знаем, что в них почему-то нет занамивира. А почему в них нет амиксина? Он очень похож по механизму действия на кагоцел, и до этого его много лет применяли для профилактики и лечения гриппа, в том числе и у врачей. Вопросы о других препаратах можно продолжать.
…и вместе им не сойтись?
И все-таки… вдруг наши лекарства хороши, и почему бы нам не утереть нос всему миру, не «поиграть» на их территории и по их правилам: доказать, что наши препараты не менее эффективны. Игра стоит свеч – пандемия свиного гриппа быстро не пройдет, а за ней может случиться и пандемия еще более опасного птичьего гриппа. На кону стоят миллионы жизней, может быть даже десятки миллионов… и миллиарды долларов дохода. Кажется, ради такого гуманистического и финансового триумфа можно было бы объединить усилия производителей, инвесторов и государства. Только вот для этого нужно быть очень уверенным в своих препаратах…
Смотрите также:
- Фармацевтический детектив: Россия начинает и… проигрывает? →
- Гепатит С в Россию привезли из Азии в 90-х →
- В РФ есть препарат против гриппа А(H1N1) →