Съели устриц, допивают пиво. Как рестораны справляются с наплывом фанатов

Москва заполнена болельщиками из разных стран, приехали и российские болельщики из других городов — столько туристов в нашем городе, кажется, не было еще никогда. Даже в Сочи во время Олимпиады-2014 не было столько радостных и, что уж скрывать, слегка пьяных людей. Карнавал болельщиков заполонил Никольскую улицу, выплеснулся к Охотному ряду, затапливает Лубянку, Кузнецкий мост, Тверскую... Да и на других центральных улицах множество иностранных гостей. 

   
   

Иностранцы наводнили не только улицы, но и кафе-рестораны. По вечерам в центре очень сложно найти место, где можно просто выпить кофе — все занято. Мы расспросили рестораторов, как они справляются с таким аншлагом, не стоит ли бояться, что в Москве кончится все пиво и бургеры. Прогноз оптимистичный, пива нам хватит, хотя к середине июля мы рискуем получить до полусмерти уставших официантов и барменов.

Виталий Плужников, управляющий гастромаркета «Вокруг света» (ул. Никольская):

Перед чемпионатом мы заказали 20 тонн разливного и 2000 ящиков бутылочного пива — пока не закончилось. Хотя на нас приходится колоссальная нагрузка: Никольская негласно стала главной улицей для всех футбольных фанатов. А «Вокруг света» стал главной гастрономической площадкой для них. С момента старта матчей гастромаркет ежедневно посещают около 10 000 гостей. Неудивительно, цены у нас очень доступные: обед с алкоголем стоит от 500 рублей. 

Страсти у нас кипят не меньше, чем на стадионе. Все болеют за хороший футбол. Каждый стол — это отдельная зона для болельщиков одной страны. Самые веселые моменты случаются перед началом матчей: фанаты устраивают музыкальные батлы. Начинается с одного стола, продолжается за другим, а потом они скандируют «Оле-Оле» вместе.

Лена Радзивилл, пиар-директор ресторана «Владивосток-3000» и China bistro (ул. Тверская):

С самого начала чемпионата у нас очень много гостей. Весь день и всю ночь — мы одни из немногих работаем круглосуточно, немного передохнуть можем только утром, когда болельщики спят. Первые дни не рассчитали, и очень быстро закончилось пиво, но сейчас уже все в порядке, его хватает. А в китайском бистро выпили весь запас кока-колы — думали ее еще на несколько лет хватит, оказалось, что только на первую неделю чемпионата.

   
   

Евгений Мещеряков, шеф-повар ресторана Umi Oysters (Рождественский бульвар):

У нас очень много гостей. На Центральном рынке повесили большие экраны, на которых показывают футбольные матчи, из Umi очень удобно смотреть. Так что болельщики приходят в больших количествах. Потрясло, что за два дня они умудрились съесть 2000 устриц. Чтобы вы понимали: за полгода работы у нас съели 33 тысячи устриц, это примерно 180-185 устриц в день. А тут — 2 тысячи. У ребят, которые открывают устриц, тряслись руки от напряжения, ведь каждую устрицу нужно почистить специальной щеткой, потом открыть ножом. Я понимаю ажиотаж: в Европе по 350 рублей японских устриц не купишь, это для них очень дешево.

Алексей Коваленко, PR-промоутер Soho Family (ул. Родчельская):

По вечерам в «Кафе Дружба. Мануфактура еды» на Трехгорке полная посадка: и на веранде, и внутри ресторана. Совсем недавно открывшийся гастроквартал «Варка», расположенный рядом с «Дружбой», также полон гостей. Даже после закрытия ресторана гости не хотят расходиться: знакомятся, объединяют столы, общаются и веселятся. Приятно наблюдать за такой атмосферой, тем более что количество дружелюбных иностранцев в Москве просто зашкаливает.

Юрий Левитас, генеральный директор и совладелец Black Star Burger (ул. Новый Арбат, Мясницкая, Цветной бульвар, пл. Киевского вокзала)

У нас очереди стояли, стоят и будут стоять, авральный режим работы — естественная для сети обстановка. Чемпионат не потребовал дополнительных ресурсов, привлечения новых сотрудников или изменения графика работы, сверхурочных. Хотя в дни мундиаля очереди в Black Star Burger увеличились, по некоторым подсчетам, в 2 раза, за последние дни на 75% увеличилось число иностранных гостей

Юрий Баруба, директор ресторана «Шинок» (ул. 1905 года):

Туристы, приходя в ресторан, часто показывают фотографию с трипэдвайзера, спрашивая правильно ли они пришли. Наших товарищей — ресторан «Бочка», часто выручаем стульями и посудой. Официанты иногда путают английские слова, что очень веселит иностранцев. На днях туристы спросили, как произносится «треска» по-русски, услышав это, они очень забавно начали повторять слово «треска» всей толпой. Кроме того, туристов привлекает форма официантов ресторана «Шинок», бывают и очереди, которые образуются из-за того, что гости хотят сделать памятную фотографию с персоналом. Иногда два разных стола — русских и иностранцев, подсаживаются друг к другу и начинают пить вместе по новой.

Дмитрий Погорелов, шеф-повар поп-ап ресторана Fish Chain (Романов пер.):

Я считаю, что нам повезло: все болельщики, которые приходили к нам в Fish Chain, были очень вежливыми и позитивными — громко не кричали, посуду не били, в общем, не дебоширили. Многие приходят семьями, с детьми; много болельщиков из Латинской Америки: Перу, Аргентина, Колумбия. А мы и рады — чем больше новых гостей, тем лучше.

Никита Татаев, генеральный директор ресторана «Ткемали» (ул. Пушечная):

Перед Чемпионатом мы продлили время работы и теперь открыты до 3 часов ночи. Усилили ночную смену. С начала мундиаля у нас увеличился поток гостей примерно в три раза, за счет туристов. В 3 раза увеличилась нагрузка на кухню и сервис, в 2-3 раза выросла выручка — по сравнению с обычными летними значениями. 

В первые 2-3 дня всё заканчивалось очень быстро, раньше, чем планировали... То не хватало пива, то мяса, а когда началась жаркая погода, всё начало работать на полную мощность, на пределе возможностей, так что возникали трудности с кондиционерами, отказывал ледогенератор. 

Очень много иностранных гостей разных национальностей. Все очень положительные, веселые, добрые, любознательные, интересуются грузинской кухней и грузинскими традициями. С трудом расходятся к 3-м часам ночи, шумят, едят, веселятся. И некоторые уже возвращались в ресторан по несколько раз. Что весьма приятно.

В целом все иностранцы хорошо отзываются о России и приятно удивлены, что Россия оказалась такая гостеприимная, чистая, красивая и доброжелательная. Они когда летели сюда были абсолютно противоположного мнения о русских и России и всё время стараются этим поделиться с персоналом, рассказывают это и благодарят за тёплый приём.

Елизавета Вострецова, директор ресторана Dante kitchen+bar (ул. Кузнецкий мост)

С первого дня у нас большой поток иностранных болельщиков. Замечательная атмосфера, приятно работать, хотя нагрузка колоссально увеличилась. 80% времени говорим по-английски и это прекрасно. Кухне и бару не просто — заказы сыпятся безостановочно с момента открытия и до закрытия ресторана. Но того стоит и финансовый результат и факт того, что наша команда еще больше сплотилась между собой.

Тимур Абузяров (Beer Happens, Wine Happens, Bao + Bar)

Основной поток гостей приходится на Beer Happens (ул. Сретенка). Гостей действительно стало в разы больше, но этому можно только порадоваться. Интересно, что сложилась разная аудитория, я не могу выделить какую-то одну категорию гостей. Есть и болельщики, и постоянные гости, и просто иностранцы, в которых признать футбольного фаната невозможно. Тем и интереснее. 

Генрих Карпин, соучредитель и управляюий партнер il FORNO Group:

Практически всех ресторанов нашего холдинга коснулся футбол. В зависимости от локации эффект где-то небольшой, а где-то максимальный. Например, в Burger&Pizzetta на Большой Никитской огромный туристический трафик, ресторан находится в минуте ходьбы от Кремля. Здесь в 2 раза увеличились продажи алкоголя. Раньше основной поток гостей были офисные сотрудники, а теперь их вытеснили болельщики. В Burger&Pizzetta на Большой Никитской праздник не заканчивается, мы даже увеличили время работы ресторана до 2 часов ночи. Интересно наблюдать, как болельщики разных стран смотрят матчи за одним столом.

В гастропабе Craft Kitchen (площадь Киевского Вокзала) у нас большой поток иностранных групп. Ресторан уже успел немного пострадать, есть повреждения в туалетах. Кстати, поток русских гостей в Craft Kitchen также увеличился. 

Анна Калитина, управляющая рестораном Brisket BBQ (Смоленский бульвар)

Каждый день, особенно, когда играет Россия, ресторан полон болельщиков, все поют и переживают за любимую команду. Никаких негативных случаев не было, все очень дружелюбны. С чаевыми все тоже очень хорошо.