Целью мероприятия стало обсуждение тенденций повышения эффективности защиты социальных прав граждан в условиях информационного (цифрового) общества, а также серии новых проектов Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).
В мероприятии приняли участие:
• Писаревский Евгений Леонидович, первый заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации
• Селиванов Дмитрий Вадимович - Руководитель департамента, Департамент информационных технологий и защиты информации
• Путило Наталья Васильевна, заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
• Валявина Елена Юрьевна, советник Председателя ФСС РФ
• Никитина Елена Ивановна, руководитель Департамента государственных услуг и стратегического развития ФСС РФ
• Банников Вадим Викторович, заместитель начальника Управления досудебного урегулирования споров получателей услуг ФСС РФ
• Соболь Яна Вадимовна, управляющая Иркутским региональным отделением ФСС РФ
• Джуринская Елена Андреевна - советник Президента Федеральной нотариальной палаты по взаимодействию с органами государственной власти
• Веселов Михаил Юрьевич - директор Фонда Федеральной нотариальной палаты "Центр инноваций и информационных технологий"
• Бродкин Илья Александрович - заместитель директора Департамента развития социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
• Муковозов Михаил Эрнестович - Советник Президента Федеральной нотариальной палаты по информационным технологиям.
• Савченко Елена Алексеевна, специалист 1 категории Института законодательства и сравнительного правоведения, отдел социального законодательства
• Легин Андрей Леонидович, советник отдела защиты мед. социальных прав граждан Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, с одной стороны, а с другой стороны – государственным страховщиком, работающим на монопольном неконкурентном рынке в сфере осуществления двух видов социального страхования: соцстрахования от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, страхования по временной нетрудоспособности и материнству. Третье направление деятельности Фонда – «агентские функции». Это оказание помощи инвалидам, - обеспечение их техническими средствами реабилитации, - а также обеспечение пожилых людей, ветеранов, инвалидов санаторно-курортным лечением и отдыхом. Кроме того, у Фонда есть функция, выполняемая по поручению Министерства здравоохранения Российской Федерации , которая заключается в обеспечении родовыми сертификатами российских мам фактически от момента постановки на учет в консультации и до родовспоможения.
В настоящее время в России пользователями услуг Фонда являются миллионы людей. По стране действует 400 представительств этой организации. Среди государственных услуг Фонда, - оказываемых, в том числе, и через многофункциональные центры, - 19 наименований. В 2017 году 71% заявителей Фонда воспользовались электронным форматом взаимодействия.
Модератор мероприятия, - первый заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Евгений Писаревский, - рассказал о принципах новейших деятельности ФСС.
«Пришло время – получи услугу»
Электронные услуги Фонда будут предполагать интерактивное взаимодействие с заявителем, когда получатель услуг, нажимая кнопку на сайте, сможет в электронном виде, без необходимости посещения присутственных мест Фонда эту услугу заказать и получить, включая социальные товары.
- Один из наших главных принципов - это принцип «про-активности». В будущем рождение ребенка в семье будет предполагать автоматическое формирование его социальных прав, автоматическое начисление ему пособий и перечисление их с использованием государственной платежной системы «МИР» ему на карту, - пояснил Писаревский. - Без специальных дополнительных заявлений, а посредством юридического межведомственного взаимодействия между органами ЗАГСа, между медицинской информационной системой здравоохранения и системой Фонда социального страхования.
«Получи услугу, где удобно»
Принцип именуется на бюрократическом языке принципом «экстратерриториальности». Это значит, что любой получатель услуг Фонда, где бы он ни жил, находясь в месте временного пребывания, может обратиться в филиал Фонда, и ему должна быть оказана услуга точно так же, как по его месту жительства.
«Не надо бумаги, проверим сами»
Этот принцип работы предполагает, что гражданин, единожды обратившись в Фонд с заявлением, уже не должен будет обременять себя бюрократическими процедурами. Дальнейшие необходимые документы по удостоверению каких-то фактов будут собираться уполномоченнымии работниками Фонда.
«Услуги смартфона – просто и реально»
Фонд реализует «пилотный» проект с использованием голосового помощника «Алиса», который позволяет сделать многое – узнать, как заказать ортопедическую обувь, получить за нее компенсацию от государства, узнать размер пособия по нетрудоспособности и многое другое - через приложение в смартфоне.
- Смартфон уже сейчас является неотъемлемой частью услуг в сфере социального страхования, - пояснил Писаревский.
«Поставщик на контроле»
Значительный объем средств технической реабилитации заявителей Фонда предоставляется посредством 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Фонд обеспечивает контроль поставщиков по своевременности оказания ими услуг и их качеству посредством смарт-контракта.
«Разберемся без суда»
- Одна из наших главных задач – предотвращение любых конфликтов и споров с пользователями услуг, - рассказал Писаревский. – Следующая задача – если спор возник - урегулировать его максимально быстро и эффективно, не прибегая к судебным процедурам. Для этого мы хотим ввести цифровой сервис по решению подобных вопросов.
Среди новейших цифровых проектов были названы «Цифровой сурдопереводчик», который был реализован по получению пособий на карту «Мир» в Крыму и Севастополе; «Электронный листок нетрудоспособности», - электронные больничные листы, которые уже получили более 3,5 млн человек; «Электронный талон» - проект, реализуемый совместно с ОАО «РЖД» и который направлен на то, чтобы представители льготной категории граждан не стояли в очередях в кассе по оформлению санаторно-курортных путёвок. Отмечается, что в дальнейшем будет сформирован электронный сертификат, который позволит реализовать технологию приобретения путёвки, заказа, оформления перевозки и санаторно-курортного лечения с помощью специального приложения.
- Проект «Электронный листок нетрудоспособности» начинался в 2014 году с пилотного проекта, - рассказал Писаревский. – Сегодня это очень масштабный проект, в котором задействовано огромное количество медицинских учреждений и страхователей и который масштабируется на всю страну. И бизнес, и потребители осознали преимущество этого законопроекта, который помогает получать больничные листы быстро, оперативно, и, главное – дистанционно, предоставляя возможность гражданам отслеживать начисления.
Фонд также планирует в дальнейшем цифровизацию родовых сертификатов.
- По сути, это будет государственный суперсервис, - подчеркнул Писаревский. - Мы предлагаем его продвинуть в рамках цифровой экономики, когда все посещения мам и женских консультаций, и роддомов, и оплата иных услуг будут оцифрованы и максимально упрощены и будут представлены в цифровом виде.
Кроме того, в Фонде планируется реализация еще одного стержневого проекта под названием «Единый социальный навигатор».
- Это будет не только интерактивное взаимодействие с нашими получателями услуг, – и по несчастным случаям, и по материнству, по инвалидности, по временной нетрудоспособности, - но самое главное – совершение юридически значимых действий, а именно - заказ услуг и получение их реальных результатов.
В будущем россияне смогут воспользоваться также услугами «цифровых социальных юристов», «цифровых социальных нотариусов» и «социальных электронных уполномоченных».
- Проект «Цифровой социальный юрист», в узком смысле, направлен на предотвращение конфликтов в социальной сфере. А в широком – это вся технология, связанная с обеспечением всего юридически значимого документооборота в рамках деятельности Фонда, - отметил первый зампред ФСС РФ.
Для реализации этих проектов Фонд мы заключил соглашение с Федеральной палатой адвокатов и с Федеральной нотариальной палатой.
«Цифровое просвещение граждан», - правовой онлайн-университет, открываемый Фондом, - позволит обществу получать главные знания по своим правам.
Рассказывая об опыте работы с населением в Иркутске, управляющий Иркутским региональным отделением ФСС РФ Яна Соболь, отметила, что цифровые технологии способствовали существенной оптимизации временных затрат родителей детей-инвалидов на оформление технических средств реабилитации.
- Одна из наших задач минимизировать информационный вакуум и помочь детям инвалидам. Этому служит персональный информационный навигатор. Благодаря внедрению цифровых технологий, мы получаем только позитивные отзывы от родителей детей-инвалидов, которые не могут надолго оставлять ребенка одного для оформления документов, - подчеркнула она. – Информировать родителей — залог того, что они более спокойно ожидают получение технического средства реабилитации, знают о своих правах, менее выражают недовольство в адрес тех органов, которые должны представлять средства.
В завершении мероприятия Евгений Писаревский отметил, что инициативы ФСС РФ являются инновационными для мирового опыта.
- Мы идем с опережением. И это не самомнение, а мнение коллег из иностранных фондов, с которыми мы вели переговоры на крупных международных мероприятиях. ФСС готов на любые эксперименты, лишь бы они шли на защиту прав граждан. Технология оказания социальных сулаг — важная составляющая имиджа нашей страны, - заключил он.
Смотрите также:
- Соцстрах — под контроль. Как обычный человек может проверить закупки Фонда →
- Защита для всех. Как ФСС выполняет 210-й Федеральный закон? →
- На пользу людям. Цифровизация в соцстраховании →