ФСС РФ даст старт новым суперсервисам с стране

Фото: Алексей Виссарионов / АиФ

Целью мероприятия стало обсуждение тенденций повышения эффективности защиты социальных прав граждан в условиях информационного (цифрового) общества, а также серии новых проектов Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).

   
   

В мероприятии приняли участие:

Писаревский Евгений Леонидович, первый заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации

Селиванов Дмитрий Вадимович - Руководитель департамента, Департамент информационных технологий и защиты информации

• Путило Наталья Васильевна, заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Валявина Елена Юрьевна, советник Председателя ФСС РФ

Никитина Елена Ивановна, руководитель Департамента государственных услуг и стратегического развития ФСС РФ 

   
   

Банников Вадим Викторович, заместитель начальника Управления досудебного урегулирования споров получателей услуг ФСС РФ

Соболь Яна Вадимовна, управляющая Иркутским региональным отделением ФСС РФ

Джуринская Елена Андреевна - советник Президента Федеральной нотариальной палаты по взаимодействию с органами государственной власти

Веселов Михаил Юрьевич - директор Фонда Федеральной нотариальной палаты "Центр инноваций и информационных технологий"

Бродкин Илья Александрович - заместитель директора Департамента развития социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Муковозов Михаил Эрнестович - Советник Президента Федеральной нотариальной палаты по информационным технологиям.

Савченко Елена Алексеевна, специалист 1 категории Института законодательства и сравнительного правоведения, отдел социального законодательства

Легин Андрей Леонидович,  советник отдела защиты мед. социальных прав граждан Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, с одной стороны, а с другой стороны – государственным страховщиком, работающим на монопольном неконкурентном рынке в сфере осуществления двух видов социального страхования: соцстрахования от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, страхования по временной нетрудоспособности и материнству. Третье направление деятельности Фонда –    «агентские функции». Это оказание помощи инвалидам, - обеспечение их техническими средствами реабилитации, - а также обеспечение пожилых людей, ветеранов, инвалидов  санаторно-курортным лечением и отдыхом. Кроме того, у Фонда есть функция, выполняемая по поручению Министерства здравоохранения Российской Федерации ,  которая заключается в обеспечении родовыми сертификатами российских мам фактически от момента постановки на учет в консультации и до родовспоможения.

В настоящее время в России пользователями услуг Фонда являются миллионы людей. По стране действует 400 представительств этой организации. Среди государственных услуг Фонда, - оказываемых, в том числе, и через многофункциональные центры, - 19 наименований. В 2017 году 71% заявителей Фонда воспользовались электронным форматом взаимодействия.

Модератор мероприятия, - первый заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Евгений Писаревский, - рассказал о принципах новейших деятельности ФСС.

Писаревский Евгений Леонидович, первый заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

«Пришло время – получи услугу»

Электронные услуги Фонда будут предполагать интерактивное взаимодействие с заявителем, когда получатель услуг, нажимая кнопку на сайте, сможет в электронном виде, без необходимости посещения присутственных мест Фонда эту услугу заказать и получить, включая социальные товары.

- Один из наших главных принципов - это принцип «про-активности». В будущем рождение ребенка в семье будет предполагать автоматическое формирование его социальных прав, автоматическое начисление ему пособий и перечисление их с использованием государственной платежной системы «МИР» ему на карту, - пояснил Писаревский. - Без специальных дополнительных заявлений, а посредством юридического межведомственного взаимодействия между органами ЗАГСа, между медицинской информационной системой здравоохранения и системой Фонда социального страхования.

«Получи услугу, где удобно»

Принцип именуется на бюрократическом языке принципом «экстратерриториальности». Это значит, что любой получатель услуг Фонда, где бы он ни жил, находясь в месте временного пребывания, может обратиться в филиал Фонда, и ему должна быть оказана услуга точно так же, как по его месту жительства.

«Не надо бумаги, проверим сами»

Этот принцип работы предполагает, что гражданин, единожды обратившись в Фонд с заявлением, уже не должен будет обременять себя бюрократическими процедурами. Дальнейшие необходимые документы по удостоверению каких-то фактов будут собираться уполномоченнымии работниками Фонда.

«Услуги смартфона – просто и реально»

Фонд реализует «пилотный» проект с использованием голосового помощника «Алиса», который позволяет сделать многое – узнать, как заказать ортопедическую обувь, получить за нее компенсацию от государства, узнать размер пособия по нетрудоспособности и многое другое - через приложение в смартфоне.

- Смартфон уже сейчас является неотъемлемой частью услуг в сфере социального страхования, - пояснил Писаревский.

«Поставщик на контроле»

Значительный объем средств технической реабилитации заявителей Фонда предоставляется посредством  44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Фонд обеспечивает контроль поставщиков по своевременности оказания ими услуг и их качеству посредством смарт-контракта.

«Разберемся без суда»

- Одна из наших главных задач – предотвращение любых конфликтов и споров с пользователями услуг, - рассказал Писаревский. – Следующая задача – если спор возник - урегулировать его максимально быстро и эффективно, не прибегая к судебным процедурам. Для этого мы хотим ввести цифровой сервис по решению подобных вопросов.

Среди новейших цифровых проектов были названы «Цифровой сурдопереводчик», который был реализован по получению пособий на карту «Мир» в Крыму и Севастополе; «Электронный листок нетрудоспособности», - электронные больничные листы, которые уже получили более 3,5 млн человек; «Электронный талон» - проект, реализуемый совместно с ОАО «РЖД» и который направлен на то, чтобы представители льготной категории граждан не стояли в очередях в кассе по оформлению санаторно-курортных путёвок. Отмечается, что в дальнейшем будет сформирован электронный сертификат, который позволит реализовать технологию приобретения путёвки, заказа, оформления перевозки и санаторно-курортного лечения с помощью специального приложения.

- Проект «Электронный листок нетрудоспособности» начинался в 2014 году с пилотного проекта, - рассказал Писаревский. – Сегодня это очень масштабный проект, в котором задействовано огромное количество медицинских учреждений и страхователей и который масштабируется на всю страну. И бизнес, и потребители осознали преимущество этого законопроекта, который помогает получать больничные листы быстро, оперативно, и, главное – дистанционно, предоставляя возможность гражданам отслеживать начисления.

Фонд также планирует в дальнейшем цифровизацию родовых сертификатов.

- По сути, это будет государственный суперсервис, - подчеркнул Писаревский. - Мы предлагаем его продвинуть в рамках цифровой экономики, когда все посещения мам и женских консультаций, и роддомов, и оплата иных услуг будут оцифрованы и максимально упрощены и будут представлены в цифровом виде.

Кроме того, в Фонде планируется реализация еще одного стержневого проекта под названием «Единый социальный навигатор».

- Это будет не только интерактивное взаимодействие с нашими получателями услуг, – и по несчастным случаям, и по материнству, по инвалидности, по временной нетрудоспособности, -  но самое главное – совершение юридически значимых действий, а именно - заказ услуг и получение их реальных результатов.

В будущем россияне смогут воспользоваться также услугами «цифровых социальных юристов», «цифровых социальных нотариусов» и «социальных электронных уполномоченных».

- Проект «Цифровой социальный юрист», в узком смысле, направлен на предотвращение конфликтов в социальной сфере. А в широком – это вся технология, связанная с обеспечением всего юридически значимого документооборота в рамках деятельности Фонда, - отметил первый зампред ФСС РФ.

Для реализации этих проектов Фонд мы заключил соглашение с Федеральной палатой адвокатов и с Федеральной нотариальной палатой.

«Цифровое просвещение граждан», - правовой онлайн-университет, открываемый Фондом, - позволит обществу получать главные знания по своим правам.

Рассказывая об опыте работы с населением в Иркутске, управляющий Иркутским региональным отделением ФСС РФ Яна Соболь, отметила, что цифровые технологии способствовали существенной оптимизации временных затрат родителей детей-инвалидов на оформление технических средств реабилитации.

Соболь Яна Вадимовна, управляющая Иркутским региональным отделением ФСС РФ. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

- Одна из наших задач минимизировать информационный вакуум и помочь детям инвалидам. Этому служит персональный информационный навигатор. Благодаря внедрению цифровых технологий, мы получаем только позитивные отзывы от родителей детей-инвалидов, которые не могут надолго оставлять ребенка одного для оформления документов, - подчеркнула она. – Информировать родителей — залог того, что они более спокойно ожидают получение технического средства реабилитации, знают о своих правах, менее выражают недовольство в адрес тех органов, которые должны представлять средства.

В завершении мероприятия Евгений Писаревский отметил, что инициативы ФСС РФ являются инновационными для мирового опыта.

- Мы идем с опережением. И это не самомнение, а мнение коллег из иностранных фондов, с которыми мы вели переговоры на крупных международных мероприятиях. ФСС готов на любые эксперименты, лишь бы они шли на защиту прав граждан. Технология оказания социальных сулаг — важная составляющая имиджа нашей страны, - заключил он.  

Смотрите также: