Отдых на юге России 2016: Что предложит туристам Краснодарский край?

   
   

Во вторник, 09 февраля, в 11:00 в «АиФ» прошла  пресс-конференция на тему:
«Отдых на юге России 2016:
Что предложит туристам Краснодарский край?»

В ходе мероприятия были освещены следующие вопросы:
Курортные и туристические итоги 2015 года: какое число гостей посетило Краснодарский край за минувший год?
Спортивный туризм: какая динамика спроса наблюдается среди туристов на горнолыжные курорты;
Круглогодичный отдых: что предлагает край в зависимости от сезона?
Отпуск 2016: сколько стоит отдохнуть на черноморском курорте и планируется ли подорожание цен?
Сколько туристов ожидает принять Краснодарский край в 2016 году?
В мероприятии принял участие:
- Евгений Владимирович КУДЕЛЯ, Министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.

Стенограмма мероприятия:

Модератор: Еще раз рада приветствовать всех присутствующих! Сегодня в пресс-центре «АиФ» пресс-конференция Евгения Владимировича Куделя, министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. Наша тема – «Отдых на юге России – 2016». Что предложит туристам Краснодарский край? Евгений Владимирович, пожалуйста, вам вступительное слово.

Евгений Владимирович Куделя: Мои коллеги, добрый день! Коротко скажу о результатах прошлого сезона и о планах на будущий сезон. По итогам прошлого года данные Росстат предоставит где-то в апреле, но мы думаем, что цифры будут колебаться между 14 миллионами и 14,1, чуть больше, чем в прошлом году. По прошлому году у нас 14,0. Я говорю не голословные данные, мы пользуемся исключительно данными Росстата. Далее, на новогодние праздники к нам приехало около 350 тысяч отдыхающих на всю территорию курортов Краснодарского края, из них около 200 тысяч отдыхающих  посетили горный кластер, ну, Сочи – это и горный кластер, и Красная поляна и морской кластер. Но если считать количество посещений горнолыжных комплексов, то их было почти 400, там 390 с копейками тысяч посещений, то есть люди, которые жили там либо в Поляне, либо в Имеретинке, они многократно ездили либо на ласточке, либо на собственном транспорте кататься на лыжах. В этом году нас результаты порадовали, потому что они были на 6% больше по количеству отдыхающих. Более того, мы постоянно мониторим ситуацию на Красной Поляне, отели загружены очень хорошо – в пределе 70-80% - это среди недели вот сейчас и на выходных – 90 и выше процентов загрузка отелей. Поэтому, я думаю, что и горнолыжные комплексы, и туроператоры, которые работают с Сочи, с курортами Краснодарского края, они будут довольны результатами своей работы. Хочу сказать, что коечная емкость единовременно курортов Краснодарского края 500 тысяч отдыхающих, то есть единовременно мы можем принять 500 тысяч, из них в крупных средствах размещения – это, где работают больше 100-150 человек - КСРы, так называемые. Статистика учитывает у нас 60% номерного фонда и 40% - это частный сектор, то есть это частные мини-гостиницы, дома гостевые. 89% всех налогов платят КСРы, их у нас, если по данным статистики взять, 1460 крупных средств размещения. Они платят 89% всех налогов и 11% платят 10-11 тысяч мини-гостиниц, частных домов. То есть мы сейчас работу ведем в том числе с Федеральной миграционной службой, чтобы все-таки учитывать тех, кто проживает и селится в частном секторе. У нас круглогодичных средств размещения 1,5 тысячи, круглогодичных санаториев 130, иностранцев за 9 месяцев приехало 700 тысяч на курорты края, мы ожидаем, что налоговые отчисления у нас будут в пределе 5,8 миллиардов рублей от предприятий санаторно-курортного комплекса, это на 0,5% больше, чем в прошлом году. Объем услуг мы ожидаем более 90 миллиарда рублей. Классификацию на территории Краснодарского края, то есть звезды, получили на сегодняшний день 1434 средства размещения, - это больше половины тех, кто подлежит классификации, кто попадает под эту процедуру. Из них пятизвездных - 25, четырехзвездных – 77, трехзвездников – 280, 2 звезды – 241, 1 звезда – 185, категорию без звезд получили 345 средств размещения и категорию мини-отель – 281 средство размещения. За 5 лет динамика наколенных инвестиций, то есть инвесторы в Краснодарский край инвестируют средства, - это больше 160 миллиардов рублей. У нас зарегистрировано 175 турмаршрутов, 87 экскурсионных маршрутов, объектов турпоказа, из почти 600, точнее 596, пляжей у нас  действующих, на которые ГИМС выдает разрешение – 469, автокемпингов - 122. Коллеги, я краткую характеристику дал, прошу вопросы в форме диалога, давайте. Вопросы могут быть любые.

Модератор: Пожалуйста.

- Евгений Владимирович, в Европе одним из самых популярных проектов является  путешествие на выходные, короткие поездки. Как вы считаете, можно ли такой вид отдыха быть популярным в Краснодарском крае? Если да, то что для этого нужно делать?

   
   

Евгений Владимирович Куделя: Здесь эту тему, эта тема популярна в Краснодарском крае, но ее нужно разделить на две части. Первая часть – это жители самого Краснодарского края, которых у нас до 20% процентов отдыхающих на курорты Краснодарского края, - это жители самого Краснодарского края, то есть, начиная с майских праздников, у нас все, кто желает, они едут на море на выходные, в воскресенье возвращаются обратно, с этим проблем нет. И есть еще те желающие, которые живут в крупных городах, мегаполисах, из Ростова очень много приезжают, со Ставропольского края. Но если все-таки на рынок авиаперевозок возможно будет пустить низкобюджетных перевозчиков, таких как «Победа», может быть, еще чтобы конкуренция была, то граждане европейской части России точно смогут спокойно прилетать сюда. Посмотрите, в Европе какие цены: там за 10-20 евро можно улететь, а бывает за 1 евро, там бывают тарифы, можно летать. У нас, к сожалению, низкобюджетные перевозчики как-то не могут проникнуть на наш рынок. Не берусь говорить или судить, почему это происходит, потому что есть ответственная транспортная отрасль у нас, они над этим работают: посмотрите, «Победа» радует своими тарифами, то есть цены очень хорошие, а если поймать хороший билет, можно и за 1000 рублей улететь из Краснодара в Москву. Вместе с тем в прошлом году я эконом-классом из Санкт-Петербурга, по-моему, в июне, в конце июня летел в Краснодар, билет стоил 42 тысячи рублей. А год до этого – 2014 год – олимпийский, нет, 13-й год – предолимпийский, я в августе хотел из Москвы улететь в Сочи эконом-классом, билет стоил 50 тысяч и мест не было. Поэтому мне пришлось купить билет до Краснодара, потом с Краснодара в Сочи – половину сэкономил. За эти деньги можно из Вены улететь в Рио-де-Жанейро, но в то время можно было. Поэтому у нас, конечно, есть ряд проблем с перемещением граждан. Те, кто ездит на поездах, есть и такие, но они не могут тратить, например, из Екатеринбурга или из Владивостока ехать в Краснодар – это половина отпуска пройдет, поэтому, конечно, рынок авиаперевозок перспективный, и мы надеемся, что наши авиаперевозчики найдут в себе силы дополнительные борты поставить. Примерно так.

Модератор: Пожалуйста, ваш вопрос.

- В связи с тем, что недоступны сейчас Египет, Турция, вообще за границу тяжелее выехать по деньгам, ожидается, что будет намного больше туристов,  потянете ли вы, потому что, действительно, говорят, что в прошлом году было тесновато, одним словом. И можно еще раз, пожалуйста, всю сумму, цифру, примерно, сколько ожидаете?

Евгений Владимирович Куделя: Мы ожидаем примерно 14 миллионов 100 тысяч – в этих приделах. Мы уже третий год будем  принимать на пределе своих возможностей туристов. Поясню, почему. Так устроено общество наше, что люди отдыхают в праздничные дни, в выходные, а в другие дни они работают. В пиковые дни  - это летний период, в новогодние праздники, 23 февраля, 8 марта, майские праздники – все уже выкуплено за год вперед туроператорами. Мы можем только расширять и увеличивать количество отдыхающих только за счет увеличения работы в межсезонье. Поэтому мы делаем ставку на туроператоров активно, потому что это профессионалы рынка, то есть крупные туроператоры, они работают достаточно хорошо. Кроме того, они делают предоплату, то есть когда туроператоры, которые за границу отправляли людей, сейчас развернулись на наш рынок, они привнесли опыт работы с заграничными курортами, то есть они нашим отелям делают предоплату: 50 миллионов, 150 миллионов, 200 миллионов рублей. И владелец отеля просто рад, он получает эти деньги, с одной стороны успевает сделать реконструкцию, ремонт. Туроператор говорит: у тебя должна быть система «все включено», шведская линия, то должно, бассейн, - он это делает. Кроме того в Красной Поляне был случай, когда туроператоры уже пошли в частный сектор, потому что они в прошлом году выкупили все отели на этот год, и начали выкупать частные мини-гостиницы, и владелец успел, получил предоплату и до Нового года успел еще надстроить 18 номеров, и их еще успел продать. То есть туроператор может спрятать свои деньги от инфляции, то есть он их в начале года или за год вперед заплатил, и у него голова не болит, что там цена поменяется, все, у него фиксированный жесткий блок, а владелец средств размещения получает живые деньги и успевает развиваться. Вот это очень хорошая модель, система. Но проблема в том, что у нас спрос троекратно превышает предложение в пиковый сезон: в летний, в праздничные дни. В межсезонье, пожалуйста, приезжайте, все хорошо у нас, мы наполовину загружены, сейчас средняя загрузка такая, если взять общее, но в пик мы загружены полностью. Мы посчитали, если бы у нас и межсезонье было загружено, как в советское время, помните? Профсоюзы, помните? Профсоюзы возили людей и в апреле, и в марте, и в феврале, то мы бы еще 8 миллионов могли бы дополнительно принять отдыхающих, если бы мы межсезонье могли загрузить, но люди в межсезонье не любят ездить отдыхать, поэтому губернатор Краснодарского края сейчас делает упор на работу в межсезонье. Первое – это продлить крылья сезона: чуть раньше сезон начать и чуть позже закончить. Такие мероприятия, например, как Формула-1,  знаковые мероприятия их нужно проводить не в праздничные дни, а в такие дни, когда, ну, это либо обычный выходной, потому что в праздничные дни люди сами по себе приедут, будет там мероприятие или не будет. А вот в обычные выходные, конечно,  нужно событийку развивать. Кроме того, мы рекомендуем развивать блок бальнеологии предприятий санаторно-курортного комплекса. Одно время это было популярно, но на сегодняшний день это забыто. Почему? Потому что раньше в советское время врач в поликлинике всегда осмотрев пациента, он ему рекомендовал: батенька, езжайте, подлечитесь в Сочи, в Анапу или там еще на Кавминводы куда-то, то есть в личном контакте на сегодняшний день врачи выписывают только таблетки. Чем больше таблеток купит пациент, тем лучше будет аптеке, которая продает это. Я думаю, почему бы не могла работать такая же система с курортами? Поэтому мы проводим регулярные инфотуры, то есть врачи сами воочию смотрят, что у нас есть. Потому что у нас часто, у нас были такие случаи, когда врачи в Краснодарском крае рекомендовали ехать куда-то за пределы, хотя у нас в том же Горячем ключе, в уникальном городе уникальная водичка. Да?

- «Московский комсомолец». Хотелось бы по ценам услышать, сейчас много говорим про Крым в последнее время, что там на 30% вздернули цены от премьерных, вот прошлый год Анапа тем же отличилась, турпоток туда по официальным данным от этого на 50% упал, ну, туроператоры во всяком случае выставляют такие цифры,  в этом году какая ситуация, ведете ли мониторинг?

Евгений Владимирович Куделя: Да, конечно, мы ведем мониторинг.  Первое: по поводу Анапы и прошлого года. Туроператоры занимают всего 25% процентов рынка курортов Краснодарского края, если туроператоры о чем-то говорят, это не значит, что все курорты Краснодарского края на 50% загружены. В Анапе был вопрос и не только в Анапе, Новороссийск, Геленджик, что начало июня было слабенькое. Если вы посмотрите прогноз погоды, то там шли дожди, то есть погода была не очень, ветер дул. Как только погода улучшилась, народ повалил со страшной силой туда. Кроме того цены формирует ни Министерство курортов, ни губернатор, ни Правительство Российской Федерации, цены регулирует рынок, потому что услуги для отдыхающих относятся к ценам, которые не регулируются государством. Поэтому они находятся ровно в той планке, выше которой уже покупать не будут. То есть если можно было поднимать выше в три раза, но люди просто покупать не будут. Поэтому, как на любом рынке, цена регулируется предложением, спрос рождает предложение. Поэтому продают ровно по той цене, по какой продают, но хочу обратить внимание: те, кто работает с туроператорами, они продают по низким ценам, по очень низким, потому что туроператор выкупает на год вперед и, можно сказать так, упрессовывает  просто средства размещения дать им низкую цену. Они сходятся на той цене, где и туроператор зарабатывает, и тот получает, владелец средства размещения большой объем денег, поэтому говорить о том, что отельеры повышают цены, это, наверно, было бы неправильно. Безусловно, они хотят больше заработать, но туроператор, то, что он выстраивает цепочку и дает очень вкусный продукт для отдыхающих потенциальных, он дальше регулирует цену, туроператор. До 70% стоимости путевки – это транспортная составляющая, то есть отдохнуть на курорте даже в пятизвездном отеле может среднестатистическая семья, я имею в виду не в пик, потому что в пик сезона цены поднимаются, потому что спрос десятикратно превышает предложение. А в межсезонье любой среднестатистический гражданин может в пятизвездном отеле на курортах края отдохнуть. Но дело в том, что долетит он за какие деньги? Сколько он потратит на авиабилеты? Я помню из Якутии несколько лет назад, мы считали: человек говорит, у меня в семье 4 человека, я могу позволить себе в пятизвездном отеле отдохнуть, но я не могу позволить каждому члену семьи туда-обратно слетать, это 200 тысяч рублей дополнительно, у меня таких денег нет. Поэтому цены особо расти не будут. Я полагаю, что некоторый рост будет в дорогом сегменте, потому что в четырех и пятизвездниках есть определенный спрос, вернее спрос сильнее превышает предложение, и плюс, возможно, будет рост, обусловленный тарифами на электроэнергию, на водоснабжение и на продукты питания, если по системе «все включено». Большого роста цен я не предвижу. Цены уже сложились в прошлом году на этот сезон. Я думаю, что если расти они будут, то может быть в частном секторе, где по 500 рублей ночь была, станет по 700, наверно, так.

Модератор: Коллеги, еще вопросы, пожалуйста.

- Скажите пожалуйста, о механизмах успеха, правильно ли я понимаю, в какой-то степени соотношение рубля и доллара очень помогло к вам? Соответствует ли этот приток качества  обслуживания, который существует у вас, скажем, на европейском уровне, скажем, если бы не было  этого страшного соотношения рубля и доллара?

Евгений Владимирович Куделя: Нас очень радует курс доллара. Нас вообще очень радует все, что происходит сейчас на политическом плане. Знаете, каждая палка имеет два конца, благодаря тому, что сейчас и курс доллара повысился, те же отельеры, они уже не покупают финскую мебель какую-то, они ищут вокруг, кто производит в России. Или те же автобусы, или те же поезда, которые можно было за границей покупать, теперь уже там цены не сложишь. И это стимулирует развитие внутреннего рынка, внутреннего производства – это большой плюс. Но и нас радует то, что люди едут отдыхать на курорты. Скажу, что отдых на курортах края, да и на любых других курортах России, он многогранен, если человек хочет отдыхать с высшим качеством, он найдет спокойно, пожалуйста, «Рэдиссон», «Мариот», управляемые западными цепями, гостиничные комплексы, там очень хорошее качество обслуживания. У нас проблема возникает только тогда, когда человек едет наобум, то есть наши граждане, к сожалению, в последний момент принимают решение, если немцы, как минимум, за несколько месяцев планируют, у них там четко все прописано, все строем ходят, то у нас кривая запросов в Яндексе идет, идет, идет, идет, 1 мая она взлетает и 31 августа она падает. Вот так отдыхают наши граждане. Соответственно, те, кто заранее спланировал свой отдых, они заранее позаботились об отеле, часто едут туда, где они уже бывали не раз. Они приезжают -  проблем никаких нет. Те, кто в последний момент, им, во-первых, остается самое дорогое, что осталось, либо самое плохое, а в идеале  - и то, и другое в одном флаконе. Тогда у отдыхающего возникает когнитивный диссонанс и рождается жалоба. Все жалобы проходят, конечно, через наше министерство, мы их внимательно изучаем. Но более половины жалоб – на пляже, не на обслуживание даже отдыхающих, бывают моменты, в основном на пляжные территории, потому что, с одной стороны, пляж – это федеральная собственность, с другой стороны, 95% отдыхающих приезжают именно с целью пляжного отдыха к нам. Глава органа местного самоуправления по факту, на его или на ее плечах лежат и содержание этих пляжей и уборка, и в части развития пляжей есть определенные вопросы, но Правительством Российской Федерации сейчас прорабатывается  и уже даны соответствующие поручения Президента во время Госсовета, чтобы все-таки в этом направлении поработать нам. Так вот, качество обслуживания: единственным выходом, чтобы улучшить качество обслуживания очень быстро – это классификация, присвоение звезд. Вот, например, допустим, молодой человек захотел, он живет, скажем так, в Магадане, и захотел он приехать на курорты Краснодарского края, он открывает интернет, видит там обалденные фотографии, до моря 2 минуты, шикарный номер, значит, чистый воздух, чистый пляж. В итоге предоплата 100%, мест уже нигде нет,  он решился почему-то в августе, все-таки принял решение  поехать. И в итоге он приезжает туда, выясняется, что гостиница в километре, вообще это частный дом в километре от моря, рядом свалка, с другой стороны окна у него жарят шашлык, ведь дым в окна идет, а ночью на лавочке курят уборщицы, обсуждая тяжелую жизнь. Поэтому, естественно, он делает замечания, они ему в ответ просят, чтобы он не мешал им работать – это я жалобу цитирую такую. То есть, соответственно, если бы он попросил вернуть деньги, ему говорят, у нас по условиям договора  - оферта – он в интернете висит, пожалуйста, они не возвращаются. Если бы человек знал, что у гостиницы категория 1 звезда или вообще без звезд, он бы подумал, а надо ли за такие деньги ехать в эту гостиницу, лучше за эти деньги в трехзвездник поеду и там получу качественное обслуживание. Мы  настаивали на этом очень сильно, нас Минкульт поддержал, премьер-министр поддержал, президент поддержал, и классификация средств размещения, если в Сочи она обязательна, мы всех проклассифицировали, качество обслуживания там резко поднялось, резко.  Коллеги, я вас уверяю. То с 1 июля 2016 года все отели на территории Краснодарского края тоже будут подлежать классификации, все средства размещения. В тех регионах, где будет проходить чемпионат мира в России, там везде гостиницы должны получить звезды. Пока не попадают физлица, мы тоже вместе с Министерством культуры Российской Федерации готовим предложение, поэтому качество обслуживания поднялось, это ощутимо поднялось. У нас очень много людей из Москвы, из Питера прилетают, из Ростова приезжают, им уже полюбились отели, особенно вот эти новые, которые были  построены к Олимпиаде, там качество обслуживания очень хорошее. Да?

- Вот вы сказали совершенно справедливо про проблему пляжного обслуживания, так вот, когда я был в Испании, у них там каждый вечер и каждое утро работали по морю специальные какие-то лодки, которые очищали его, а по пляжном песку выглаживали, чуть ли не прямо, знаете как, есть ли какие-то технические средства на сегодняшний день у вас, которые позволяют, это же и другое отношение, вот когда человек приходит и видит, насколько пытаются психологически его подготовить к этому отдыху, у меня было настроение. И другое впечатление у меня от того же Адлера – приходишь, трудно сейчас сказать, что там очищают кто-либо или что-либо.

Евгений Владимирович Куделя: Адлер немаленький, в какой части Адлера? Например, есть набережная Олимпийская, там она чистая, ее вылизывают так, что контроль обеспечен очень мощный. В Анапе пескопросеивательные машины ездят…

- «Южное Взморье».

Евгений Владимирович Куделя: «Южное Взморье»? Да, есть такое.

- Вот там, знаете, на «Южном Взморье» в самом все хорошо, а за его этими самыми пределами – там ужас.

Евгений Владимирович Куделя: Вот с чего мы начинали – пляжи – это чья собственность? Федеральная.

- Федеральная.

Евгений Владимирович Куделя: Да, то есть, соответственно, какой-то орган федеральный должен ее чистить, не Краснодарский край, не орган местного самоуправления, но на федеральном уровне пока такой орган не определен. Пляжи находятся у Росимущества, но Росимущество  - это держатель казны Российской Федерации, поэтому мы всяческими ухищрениями, орган местного самоуправления не может тратить официально деньги на содержание пляжа, потому что это не его собственность и не в аренде находится, поэтому мы просим, может быть, пляжи передать Краснодарскому краю либо муниципалитетам, тогда они что-то официально могут делать. А все получается так: предприниматель, иди сюда, ты ответственен отсюда до сюда, ты отсюда до сюда. Например, посмотрите в Геленджике: там порядок на пляжах, там идеальные пляжи, В Сочи очень хорошие пляжи, мэр за этим следит. Есть перекосы, вы правы, но Сочи – 150 километров территория и более 90 километров – это территория РЖД – это берегоукрепительные сооружения, это вообще не пляжи. Поэтому в части развития пляжей есть большой потенциал. У нас в среднем перегрузка по пляжам в 2,7 раза, то есть нормы СанПиНа, там по 3,5 квадратных метра на человека должно быть на пляже. Например, в Архипо-Осиповке, там на отдельных пляжах в 5 раз превышает норму, там люди, как селедки стоят вот так вот, загорают стоя, потому что нет места. И благодаря федеральной целевой программе, которую Ростуризм курирует, продвигает вместе с Министерством культуры, нам удалось построить в Новороссийске пляж «Мысхако», сейчас это один из лучших пляжей Новороссийска, в этом году, я надеюсь, мы построим пляж на «Тонком мысу» в Геленджике, достроим, там неудобья были, то есть набережная идет красиво, а волны бьются о набережную. Мы планируем там тысячи на 3-4 человек построить пляж, - это большое подспорье, и рекомендуем всем главам муниципалитета, насколько это возможно, увеличивать длину существующих пляжей. То есть, знаете, пляж закончился, там уже валуны, неудобья, то есть планируем совместно с Российской Федерацией, развиваем пляжи, - это есть, в этом определенные моменты, но стараемся, стремимся.

Модератор: Спасибо! Еще вопросы, коллеги. Пожалуйста.

- У меня вопрос такой: а собираетесь ли вы развивать другие курорты, кроме Анапы и Геленджика, Сочи, например, Урупский район, Староминский, Тамань?

Евгений Владимирович Куделя: Курортов в Краснодарском крае около 30, 27 точнее, из них федеральных 3: Сочи, Анапа, Геленджик, 3 краевых – это Тимрюкский район, это Туапсинский район, это Горячий Ключ и все остальные курорты местного значения. Мы развиваем все, но есть, например, курорты такие, как федеральные, по идее, раз федеральный курорт и Российская Федерация должна помогать, мы видим на примере Сочи – очень хорошо сделано и слава Богу. Анапа тоже федеральный курорт, но уровень федеральной поддержки там меньше. Безусловно, там и сезон покороче, чем в Сочи, и в Геленджике тоже самое. То есть мы их можем развивать, но они федеральные. Местные курорты мы развиваем, насколько позволяет местный бюджеты и краевые бюджеты. Но в основном мы концентрируемся на разработке проектно-сметной документации и проведении экспертизы. Как только ПСД и экспертиза есть, можно легко получить федеральные деньги. Все стоны о том что и рассказ, что у Российской Федерации нет денег, денег в стране нет, деньги есть, и они все четко распланированы. И очень часто бывает, когда регионы их не осваивают. И в этот момент начинается перераспределение средств – это июль, август, сентябрь, и те, у кого все документы в порядке, в эти регионы перебрасывают деньги. Краснодарский край, Татарстан – это регионы-лидеры, которые работают с федеральным бюджетом, делают, как положено в установленном порядке вовремя документы и получают федеральные средства. В этом году мы закончим            10-тикилометровый канализационный коллектор на Пионерском проспекте, то есть там столько средств размещения, особенно детских оздоровительных лагерей в Анапе, просто старые сети 60-х годов не справляются. Я надеюсь, к лету мы закончим его и параллельно мы успеем построить 2 водовода, потому что водоснабжение на Таманском полуострове вызывало определенную тревогу, но сейчас в связи со строительством Керченского перехода у нас просто развиваться стал  тот регион, электричество появляется сейчас по воде.

- Я поэтому спросил, потому что там как бы…

Евгений Владимирович Куделя: Мы очень рады, выиграем за счет того, что…

- 4-й курорт федерального значения.

Евгений Владимирович Куделя: Поэтому, нормально все будет, думаю. 

Модератор: Спасибо! Еще вопросы, коллеги. Пожалуйста.

- Евгений Владимирович, Наталья Кожина, официальный сайт «Аргументы и факты». Скажите, пожалуйста, как вы отрабатываете поступающие к вам жалобы? Вы сейчас привели красочный пример, когда люди жалуются и, собственно говоря, куда можно пожаловаться, если есть какие-то претензии к качеству отдыха?

Евгений Владимирович Куделя: Все зависит от того, на что вы жалуетесь. Как в песне Высоцкого: мы напишем в «Спортлото». Можно и в «Спортлото» пожаловаться. Все зависит от того, если человек грамотный, он жалобу пишет в тот орган, который ответственный. Естественно, очень модно писать президенту. Любая жалоба идет президенту. Естественно, там начинают раскидывать эти жалобы по регионам, и мы начинаем их отрабатывать. Есть жалобы, пишут на мое имя, есть жалобы, пишут на губернатора, на главу города есть, пишут жалобы, то есть мы стараемся почти каждую жалобу отрабатывать с выездом на место, то есть либо созваниваемся с человеком. Но очень много анонимных жалоб, то есть человек пожаловался, ни контактов, ничего, без точного адреса из интернете. И такое бывает. Мы ее отрабатываем, потому что знаете, нет дыма без огня. И жалобы составляют достаточно большой объем почты, вот то, что расписываем, особенно новогодние праздники прошли, пока жалоба пройдет до нас, круг  до нас, к нам спускается, мы начинаем отрабатывать. Лето начинается – большой поток. Все зависит от потока, чем больше отдыхающих – тем больше жалоб. Но если взять динамику  в сравнении на 1 миллион отдыхающих, у нас, конечно, жалоб меньше стало поступать, потому что Сочи – это достаточно весомый кусок такой пирога курортов Краснодарского края из-за того, что там лучше инфраструктура стала, из-за того, что лучше обслуживание, иностранцы зашли, работают. Там все-таки жалоб поменьше и в общем пироге жалоб все-таки меньше стало жалоб на курорты края, и мы стараемся их отрабатывать, и надеемся, что благодаря классификации, присвоению звезд, их еще меньше станет. Но есть и благодарности, то есть люди приезжают, те, которые ездили за границу ни разу не были, давно не были – 10-15 лет -  приезжают они, просто получают истинное удовольствие.

Модератор: Спасибо! Еще вопросы, пожалуйста.

-  По прошлому году, если не путаю цифру, примерно, 10% гостиниц предлагали услугу «все включено», вот в этом году будут как-то увеличиваться?

Евгений Владимирович Куделя: А вы к гостиницам относите только крупные средства размещения, в которых больше 200 человек работает? Или вы частный сектор относите?

- Я просто эту цифру услышала, по-моему, от туроператоров, озвучили.  

Евгений Владимирович Куделя: Мы помним, что туроператоры только 25% рынка составляют, то есть тогда вы говорите, те гостиницы, с которыми работают туроператоры, они якобы 10% по системе «все включено» работают. Не так. Эта цифра уже более половины. Вообще большая часть, я думаю, я не побоюсь это сказать, процентов до 60, уже те средства размещения, с кем работают туроператоры, работают по системе «все включено» - это основное условие туроператора. Он когда приходит, говорит, я тебе сделаю предоплату, но у тебя должна быть шведская линия, система «все включено», и быстренько владельцы средств размещения это делают. В частном секторе – нет. Там такого нет, потому что там отдых бюджетный, многие люди со своими продуктами приезжают.

- Но в этом же и проблема, тот же Сафонов, да, он все время говорит, что нам нужно развивать эту систему «все включено», потому что сейчас мы не можем предложить то же качество отдыха по сравнению с Турцией и Египтом.

Евгений Владимирович Куделя: Нет, Сафонов Олег Петрович говорит о том, что нам нужно развивать эту систему, потому что именно по этой системе работают туроператоры. Нам очень выгодно и удобно работать с туроператорами, это профессионалы рынка. Нам проще собрать за таким столом собрать крупных туроператоров, которые весь рынок накрывают, договориться с ними о чем-то и работать. Поэтому правильно Ростуризм, а Ростуризм – это уполномоченный орган по работе с туроператорами. Но есть социальщики, у которых требования вообще, там у них 5-тиразовое питание, да, есть спортсмены, которые приезжают, у них своя система там питания, есть те, которые на личном автотранспорте приезжают. В конце концов жители Краснодарского края приезжают, у них полный багажник еды, им не нужна система «все включено», и они не будут за нее платить. Есть люди, которые вообще на весь период отдыха, там на 10 дней, они полностью со своими продуктами приезжают. Те, кто с рюкзаками в горы идет и гитары поет вечером у костра, на гитаре, милая моя, солнышко лесное, те вообще покупают продукты где-то в Москве, эти супчики-сквознячки сушеные и хлеб, и все, на месте только скоропортящееся покупают, идут в поход. То есть им не нужна система «все включено». Но те, кто работает с туроператорами, конечно, туроператоры это требуют. И рынок быстро перестраивается, достаточно быстро, все хотят заработать больше.

Модератор: Спасибо! Еще вопросы.

-  У меня вопрос к детскому отдыху, вообще, что предлагает Краснодарский край в связи с закрытием курортов Турции и Египта? В Турции, как известно, детская анимация на высшем уровне. То есть что предлагает Краснодарский край? Может быть, какие-то фестивали будут проводиться, планируется? Может быть новые объекты какие-то вводят в строительство?

Евгений Владимирович Куделя: Мы не являемся уполномоченным органом по детскому отдыху. Это отдельное министерство есть, как и в Российской Федерации. Туризм размыт между 5 ведомствами: Минспорт занимается теми, кто ходит с рюкзаками – активные виды туризма, Минздрав занимается санаториями, Министерство, которое возглавляет Топилин занимается, они подсчитывают оздоровительный эффект, какой происходит, Ростуризм занимается именно туроператорами, коммерсантами, а Министерство культуры занимается законодательством в этой сфере, то есть издает законодательные акты. Таким образом, понимаете, если мы говорим о детском отдыхе, то в Краснодарском крае у нас 117 организаций отдыха и оздоровления детей – это 65,5 тысяч койко-мест. Безусловно, строятся и развиваются новые детские оздоровительные учреждения, но детский отдых с каждым годом все сложнее становится для собственников, и они признаются сами, что им выгоднее вообще закрыть детскую здравницу и построить там частные дома, мини-гостиницы. Почему? Потому что из 90 дней сезона, 45 дней – это проверки. Их проверяют с утра и до вечера. Все службы проверяют каждый раз перед заездом каждой смены, - это выбивает из колеи, это дополнительные затраты, плюс требования к детскому отдыху такие, что там они с каждым годом они все жестче и жестче и никто их проще не сделает. Сейчас у нас время такое. Кроме того, питать детей нужно по схеме, кроме того есть СанПиН, по которому на одного ребенка должно быть, скажем так, 100 квадратных метров территории. Соответственно, есть детские оздоровительные учреждения, где 1000 детей или несколько тысяч детей, представляете, какая территория должна быть? А налог на имущество орган местного самоуправления ставит по максимуму. И вот детская здравница 10-15 миллионов налоговых платежей за землю еше должна заплатить. В итоге  есть здравницы детские, которые просто разоряются, а льготы отменили 5 или 6 лет назад (у детских здравниц была раньше льгота по налогу на землю), вот сейчас этой льготы нет. И, конечно, местные бюджеты очень нуждаются, остро нуждаются в деньгах, как и сами здравницы, поэтому есть ряд здравниц, которые перепрофилируются, и никаким законодательным актом это не запрещено. И мы сейчас думаем все-таки, как это ограничивать, потому что в свое время многие понахватали, когда Советский Союз распадался, и многие понахватали этих детских здравниц, а теперь пытаются их уничтожать и перепрофилировать. Мы стараемся этого не давать им делать, там уговариваем, угрожаем, пугаем, как только можем, потому что детский отдых – это залог вообще я будущего нашей страны. Тем не менее детские здравницы работают, есть лидеры, есть флагманы, туда не стыдно детей отдать. И я скажу, что такие лагеря, как «Орленок», «Смена», «Жемчужина России», там уже и мест практически нет. Сейчас, кто успеет путевки купить, они уже розданы, раскуплены все. Причем какую бы цену здравница не ставила, если она нормальная здравница, она уже забита просто под завязку. Нам не хватает ни детских мест на курортах края, ни мест для взрослых, я имею в виду  в пик сезона, в межсезонье – пожалуйста, у нас достаточное количество тоже детских здравниц работает, которые в межсезонье у них есть там обучение, то есть ребенка можно отправить или там родители отдыхают в соседнем санатории, ребенок – в детской здравнице, - это очень удобно.

Модератор: Еще вопросы, пожалуйста.

- Евгений Владимирович, если можно, чем же живет частный туристический сектор все время, стройка расширяется, отдыхают, выезжают куда-то? И второй вопрос, если можно, в связи с тем, что все-таки сейчас в России иностранцев много стало, они отвечают дешево, какие страны преобладают, из каких стран? Я знаю, что в Москве и в Ленинграде огромное количество китайских лиц, а у нас как?

Евгений Владимирович Куделя: На первый вопрос у нас говорят: чем живет частный сектор? Молитвами живет. Частный сектор живет очень хорошо, потому что есть законодательная возможность частному сектору вообще не платить никаких налогов, к сожалению. Если частник построил дом, у нас есть частные дома, где 100 номеров, 150 номеров – это средний санаторий, объем номерного фонда, он платит около 3-4 миллионов налоговых платежей в год, то частный дом, он, во-первых, за электроэнергию платит как физлицо, а не по тарифу, за воду, за вывоз мусора, за свет, налог на имущество на землю, и, соответственно, он может в 3 раза ниже цену делать, и они демпингуют. Соответственно, такое, как «Южное Взморье», которое содержит территорию, пляж, оно обрастают такими кровососами вокруг, которые только электроэнергию потребляют и пользуются инфраструктурой этого «Южного Взморья». В итоге это двойные стандарты, кроме того, на физлицо если штраф выпишет какая-то служба, - это 1000  рублей. Они говорят: ребят, вот вам 90 тысяч за каждый день сезона, - не приходите, пожалуйста. По два раза в день будем штрафовать – им все равно выгодно работать. Поэтому и Налоговый кодекс позволяет не становиться на налоговый учет, а прийти до 30 апреля, признаться добровольно в Налоговую инспекцию, заплатить НДФЛ 13%, сказать, что у меня было 20 человек за весь год, и них 10 – мои родственники. Вот сейчас частный сектор для нас, я считаю, - это одна из главных проблем, с которой надо работать. Там большие налоговые резервы сосредоточены, ФМС пока не имеет нормативных документов, которые бы обязывали бы регистрировать там людей, поэтому мы обратились с предложением изменить немножко постановление Правительства, скорректировать, чтоб все-таки понять, что за элементы приезжают туда, кто, с какой целью, и чтобы посчитать людей, потому что все-таки не должно быть двойных стандартов. Как только мы начинаем продвигать на федеральный уровень изменение в законодательство, то есть штрафы увеличить, потому что, я понимаю, что есть регионы, где низкая активность и бизнес-деятельность в туризме. Но там, где у нас на курорте, на побережье просто, понимаете, просто бурным цветом все пышно растет. Но как только доходит наша инициатива до Минэкономразвития, говорят: вы кошмарите малый бизнес.  Но, я извиняюсь, малый бизнес: бабушка сдает 5 номеров – дай Бог ей здоровья, пусть сдает и живет, и благодарны ей. Но когда малый бизнес – 200 номеров, частный дом, какой же это малый бизнес, уважаемые коллеги? Это уже двойные стандарты, это проблема. И все санаторщики, вы представляете, постоянно Роспотребнадзор заезжает, смотрит, пожарная служба заезжает, смотрит, все контролирующие органы, а в  частный дом никто не имеет права зайти, даже полиция. Прокуратура четко за этим следит. Поэтому у нас частный сектор живет хорошо: они 3 месяца работают, остальное время путешествуют по миру, отдыхают, или строят еще такие же частные мини-гостиницы, два года поработал – еще одну построил, еще одну построил, так вот и работают. Что касается стран, к нам поехал Иран сейчас, и буквально через неделю в Иране будет большая выставка: в Сочи приезжали, по-моему, 2,5 тысячи иранцев, они платежеспособны, они очень платежеспособны, они с семьями ездят, семейные, а семейные всегда они приезжают с кошелечками, тратят денежки, турки поехали к нам, они и раньше, до известных нам событий, они и раньше поехали, очень много едут финнов к нам. Поэтому, я думаю, что пока такой курс доллара будет, все будет хорошо, но наша задача – межсезонье загрузить. И если вы подскажите, порекомендуете, как это сделать, потому что есть такая поговорка: у нас каждый суслик – агроном, но когда начинаешь погружаться в проблематику, говорят: в Москве кур доят, а потом посмотрели, нельзя этого делать. Соответственно, для того, чтобы какие-то рекомендации давать, надо погрузиться в проблематику. Еще вопросы.

Модератор: Еще вопросы есть, коллеги? Ну что же, с какими словами вы могли бы обратиться к читателям «Аргументов и фактов» и всех, кто будет читать материал после конференции?

Евгений Владимирович Куделя: Первое, самая главная рекомендация – готовьте свое место под солнцем заранее, то есть планируйте свой отдых заранее, мы тогда будем получать меньше жалоб, меньше когнитивного диссонанса у человека будет возникать, у отдыхающего. И, конечно же, мы рады видеть инвесторов на курортах края и работать с федеральными органами исполнительной власти – мы с ними работаем. Что, опять же, читателям, наверно, не интересно, как они должны работать с федеральными органами исполнительной власти. Еще, если есть какие-то вопросы, вы заранее позвоните, у нас телефон горячей линии есть, и сайт есть, поэтому, пожалуйста, обращайтесь с вопросами, прежде, чем ехать, чтобы получить качественный и хороший отдых. У нас есть много интересных объектов туристического показа, например,  Атамань в Тимрюкском районе, там для иностранцев – это просто писк, они очень любят такие вещи. Чистое море теплое, хорошие места интересные отдыха, поэтому старайтесь ехать не наобум, а именно планомерно.

Модератор: Спасибо большое за внимание, до новых встреч!

 

Смотрите также: