В субботу вечером парламент России дал санкцию на использование в Крыму в случае необходимости российских вооруженных сил. Уже на следующий день в украинских СМИ распространилась информация о том, что войска якобы «атакуют» украинские военные части в Севастополе. Появлялись также сообщения о блокировании других украинских военных баз людьми в форме без опознавательных знаков, при этом в украинских СМИ высказывается предположение, что это российские военные. Опираясь на мнения экспертов, АиФ.ru попытался разобраться, что на самом деле происходит в Крыму.
Кто такие «военный без опознавательных знаков»?
«Никаких военных действий в Крыму нет, — уверяет член президиума Совета по внешней и оборонной политике Алексей Арбатов. — Война не началась и не думаю, что кто-то собирался ее начинать». Что касается вооруженных формирований без знаков отличия, которые блокировали украинские военные объекты, то их происхождение по-прежнему неизвестно, отмечает эксперт.
Кому подчиняются эти военные — главная интрига последних двух дней. «Внешне они выглядят как воинские части, подчиняющиеся местной власти, Симферополю», — отмечает эксперт Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. «Украинское правительство в Киеве и Запад считают, что это российские войска», — говорит Арбатов. Эксперт еще раз подчеркивает, что боевых действий на территории Крыма нет, а санкция Совета Федерации не была сигналом к началу чего-либо подобного.
В соответствии с международным договором контингент российских войск присутствует в Крыму уже много лет. Постановление СФ, принятое в субботу, лишь санкционировало его использование в миротворческих целях. При необходимости возможно наращивание группировки и введение войск на юго-восток Украины. Но для того, чтобы это произошло, необходимы серьезные основания, отмечает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«Если, допустим, в Крым и на юго-восток Украины из Киева будут направлены вооруженные формирования, если начнет проливаться кровь гражданского населения — только в этом случае для остановки кровопролития, Россия, очевидно, проведет миротворческую операцию. Но это будут ответные действия в условиях крайней необходимости», — говорит Коротченко. По его словам, в настоящее время такой необходимости нет.
Кто разжигает конфликт в Крыму?
Эксперты отмечают, что действия военных без опознавательных знаков очень напоминают провокацию, направленную на обострение ситуации в Крыму, которое привело бы уже к реальному военному вмешательству России. Суздальцев отмечает, что такой сценарий выгоден и Киеву, и Симферополю. «Киев сейчас находится в тяжелом экономическом и политическом положении, — поясняет политолог. – Новая власть раздувает российское участие в Крымском кризисе и обращается за поддержкой в Западу, рассчитывая получить не только финансовую помощь, но и силовую». Суздальцев отмечает, что киевской власти это нужно для собственной легитимации.
Обострение ситуации и вовлечение в конфликт России выгодно и Симферополю, продолжает эксперт. «Новая власть в Крыму возникла по такому же сценарию, что и власть в Киеве, и тоже нуждается в легитимации, — говорит Суздальцев. — Поэтому Симферополю необходима поддержка России, это позволяет им рассчитывать на успех референдума и установление власти на полуострове». По словам эксперта, обе стороны — Симферополь и Киев — будут усугублять ситуацию в Крыму, рассчитывая на вмешательство России».
Вмешательства войск не потребуется?
По словам Арбатова, Россия извлекла уроки из событий 2008 года, когда в результате пятидневной войны о своем выходе из состава Грузии объявили Абхазия и Южная Осетия и Россия признала их независимость. «События развивались так стремительно, что никто даже не вспомнил о том, что наша конституция требует санкции Совета Федерации на применение российских войск за рубежом», — говорит Арбатов. Сегодня президент Владимир Путин решил заблаговременно подготовиться к такому сценарию, чтобы потом не возникало вопросов о законности действий России.
«Если новое украинское правительство захочет продемонстрировать свою жесткость и направит из Киева войска для подавления «мятежа» в Крыму, тогда России потребуется срочно ввести свои войска и перекрыть дороги, чтобы удержать конфликтующие стороны от действий, которые могут привести к братоубийственной войне», — поясняет Арбатов.
Эксперт подчеркивает, что в постановлении СФ речь идет о возможности исключительно миротворческой операции. «Там нет ни слова о завоевании Крыма или аннексии, говорится только о защите русскоязычных граждан и наших соотечественников в Крыму. С этой целью СФ дал президенту карт-бланш на применение наших вооруженных сил», — подчеркивает Арбатов.
Арбатов и Суздальцев полагают, что в сложившейся ситуации Киев едва ли решится подавлять мятеж в Крыму силой. «Скорее всего, теперь они будут пытаться решить все вопросы политическим путем, и вмешательства наших войск не потребуется», — прогнозирует Арбатов.