Какие четыре ошибки допускают родители в воспитании детей?

Категория:  Дети Вопрос-ответ из газеты: АиФ Здоровье №20 14/05/2015
Ответ редакции

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского детского фонда Татьяна Шишова    
   

– Детские психиатры и психологи выделяют четыре основных типа родительских ошибок. Во‑первых, это так называемый тип воспитания золушки, когда ребенок угнетен, унижен. Это тот случай, когда взрослые предъявляют к нему завышенные требования, не признают его успехов, не учитывают его психологических и возрастных особенностей. К примеру, начинают учить читать, когда он к этому еще не готов, и сердятся, видя, что ребенок не понимает, как складывать слоги, сравнивают его с более успешными сверстниками. Ребенок-«золушка» недополучает ласки и подарков. Он часто бывает неряшливо, небрежно одет, плохо ест, многого лишен… В его воспитании наказания преобладают над поощрениями и похвалами.

Второй, противоположный тип неправильного воспитания, – это кумир семьи. Такому ребенку все позволено. От него тоже требуют быть всегда первым, но это требование проявляется весьма специфическим образом: что бы ни сделал кумир семьи, он, по мнению родителей, всегда лучше всех. Даже когда он откровенно хулиганит в школе или в детском саду, родители (чаще мама) винят педагогов, других детей и их родителей, общество, государство. Кого угодно – только не своего любимца. Он никогда ни в чем не знает отказа, в нем поощряется эгоизм. Такой ребенок может быть искренне уверен в том, что мир крутится вокруг него. Ему неизвестно, что значит усиленно трудиться. Он не в состоянии уступить, поделиться, проявить доброжелательность к другим людям.

Третий тип неправильного воспитания – гипоопека, это когда ребенок недополучает необходимой ему помощи от окружающих. Попросту говоря, им не занимаются, и возникает педагогическая запущенность, безнадзорность.

А есть и четвертый способ неправильно воспитывать ребенка: проявлять гиперопеку, стараться везде «подстелить соломку», проживать жизнь за своего ребенка, чтобы он ни в коем случае не совершил никакой ошибки, не столкнулся ни с какими трудностями. В младенчестве такого ребенка не спускают с рук. Потом долго не приучают к самостоятельности, ограждают от любых испытаний. Все это в дальнейшем может породить разнообразные психологические проблемы, серьезно помешать социализации малыша.

Смотрите также: