Что делать, если вы случайно повредили товар в магазине?

Категория:  Права потребителей
Ответ эксперта

Нередко в универсамах и супермаркетах одно неловкое движение посетителя оборачивается повреждением хрупкого товара. Чаще всего страдают изделия из стекла. Что делать, если вы случайно разбили в магазине бутылку, вазу или любую другую вещь, АиФ.ru рассказал юрист сервиса Правовед.RU Руслан Григорьев.    
   

Права и обязанности сторон

В соответствии с ГОСТ Р 51773-2001, обязательным условием розничной торговли является соблюдение следующих критериев в супермаркете: ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечить покупателю удобство выбора и приобретения товаров.

Так, ширина между параллельно расположенными островными горками — 1 метр 40 см, а между прилавками — 2 метра 80 см.

В соответствии с ГОСТ Р 51304-99, услуги торговли должны отвечать требованиям эргономики и технологичности.

Требования эргономики услуги торговли предусматривают: комфортность и удобство покупателей при оказании услуги, включая удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования, мебели и др.

Требования технологичности услуги торговли предусматривают наличие помещений (по назначению и площадям), необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечения рационального размещения, максимальной видимости выложенных товаров.

Таким образом, продавец обязан обеспечить максимальный комфорт и удобство при перемещении по торговому залу, выборе товара. Если такие требования не соблюдены, то продавец нарушил обязательные требования, которые и явились причиной уничтожения случайно упавшего товара на пол, который задел покупатель.

   
   

В соответствии со статьёй 459 Гражданского кодекса РФ: «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».

А исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю продавец становится после заключения договора купли-продажи, который считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Следовательно, до передачи товара покупателю риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт продавец.

В данном случае речь идёт именно о случайности, а не об умышленных виновных действиях покупателя либо о его небрежности при выборе товара.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ: «Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред».

Однако лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине.

То есть, если покупатель, находясь в супермаркете при выборе товара либо перемещении по торговому залу, случайно задел одеждой, рукой, ногой какой-либо товар, который после падения на пол разбился, то есть подвергся гибели, нужно разобраться, есть ли в этом его вина.

Нарушены ли продавцом нормы ГОСТ по ширине проходов между прилавками и горками, удобно и правильно ли расставлен товар, не выступал ли он за границы прилавка или стеллажа. Если нарушения имеются, то вины покупателя в случайной гибели товара нет. Покупателю необходимо пояснить администратору либо менеджеру, что в связи с нарушением при выкладке товара продавцом покупатель случайно задел его, и его вины в этом нет.

Что делать, если возник конфликт с охраной

Если возникает конфликтная ситуация, а именно — вмешивается сотрудник частного охранного предприятия, то не стоит соглашаться на возмещение стоимости товара, а следует разъяснить свои права, предусмотренные ст. 1064 Гражданского кодекса РФ. Проще говоря, нужно пояснить, что вред причинён не по вашей вине.

Очень часто в супермаркетах сотрудники охраны не знают своих прав, которые предусмотрены Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1, а поэтому превышают свои полномочия, например доставлением посетителя в дежурную часть супермаркета и незаконными требованиями о возмещении убытков. В таких случаях стоит напомнить сотруднику охраны об ответственности за превышение полномочий по статье 203 Уголовного кодекса РФ, а также в случае их продолжения позвонить по телефону дежурной части полиции 112 или 02.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 814 в цену товара включаются нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь, в том числе случайной гибели при реализации. Поэтому при уничтожении недорогого товара, например бутылки пива, продавец даже не предлагает возместить убытки, они покрываются нормой естественной убыли.

План действий

Итак, если вы случайно задели товар, который разбился, то: 
  • позовите администратора или менеджера и сообщите о случившемся;
  • оцените, правильно ли размещён товар, не загромождён ли прилавок, не загромождён ли проход, достаточна ли ширина этого прохода.

Поясните администратору, что вашей вины нет и вы не несёте ответственности за случайную гибель товара.

В случае возникновения конфликтной ситуации и злоупотребления своими полномочиями сотрудника охраны звоните в дежурную часть полиции, а работникам магазина предложите обратиться в суд. Выявленные нарушения по расположению товара зафиксируйте на камеру сотового телефона, чтобы доказать свою невиновность в суде.

Вы не совершили никакого правонарушения, и штраф за это не предусмотрен законом, а произошедшее является казусом.

Помните, что охранник не имеет полномочий вас задерживать, а применять физическую силу и специальные средства имеет право только в случаях, предусмотренных законом, с соблюдением Конституции РФ.