8 ноября 2008 года на АПЛ «Нерпа», которая была произведена на Амурском судостроительном заводе, во время заводских ходовых испытаний неожиданно включилась автоматизированная система пожаротушения.
Пожара не было, но в отсеки подлодки стал поступать газ фреон с примесью ядовитого вещества тетрахлорэтилена. Баллоны системы пожаротушения были заправлены не нейтральным газом, а его более дешевым и в то же время токсичным аналогом.
В тот момент на борту субмарины находились 208 человек - из них 20 погибли, еще 21 человек получил отравление. Среди погибших и пострадавших были моряки и члены инженерно-технической команды завода-изготовителя. Все случилось вечером, поэтому некоторые моряки надышались ядовитого газа во сне.
В качестве обвиняемых по делу об аварии на подлодке «Нерпа» проходили ее командир Дмитрий Лаврентьев и трюмный машинист – старшина Дмитрий Гробов. Дело рассматривалось в Тихоокеанском военном флотском суде во Владивостоке, заседания проходили в закрытом режиме.
Гробову было предъявлено обвинение в причинении по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, смерти двум и более лицам (часть 3 статьи 109 УК РФ), а также в причинении вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды (часть 2 статьи 118 УК РФ).
Командир Гробова Лаврентьев обвинялся в превышении должностных полномочий с причинением смерти по неосторожности двум и более лицам (пункт «в» части 3 статьи 286 УК РФ).
Как считает следствие, именно старшина Гробов несанкционированно включил систему пожаротушения – он нажал не на те кнопки, в результате чего в отсеки стал поступать газ. Лаврентьева же привлекли к ответственности за то, что он, по мнению следствия, не подготовил экипаж.
Защита же утверждала, что на субмарине было установлено «сырое» программное обеспечение и оборудование, которое исполняло даже заведомо ложные команды. Виновных в том, что в баллонах оказался токсичный газ, так и не нашли.
Осенью 2011 года Тихоокеанский военный флотский суд на основании оправдательного вердикта коллегии присяжных признал Лаврентьева и Гробова невиновными, однако Военная прокуратура ТОФ с этим приговором не согласилась.
В то же время в начале 2012 года сама подлодка «Нерпа», на которой произошла авария, была передана в лизинг ВМС Индии.
В мае 2012 года Военная коллегия Верховного суда РФ отменила оправдательный приговор Лаврентьеву и Гробову и отправила дело на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе судей.
В апреле 2013 года обвиняемых Лаврентьева и Гробова допросили перед присяжными. Оба они не признали своей вины, а Лаврентьев добавил, что действовал в аварийной ситуации по инструкции и лишних приказов не издавал.
На 23 апреля в Тихоокеанском военном флотском суде назначены прения сторон.
Смотрите также:
- Кого признали виновным в аварии на Чернобыльской АЭС? →
- За что Анатолия Сердюкова обвинили в халатности? →
- Авария на шахте «Северная». Что произошло →