Гибель руководства Польши в авиакатастрофе под Смоленском. Хроника

Утром 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром «Смоленск-Северный» потерпел крушение самолёт Ту-154 польского президента Леха Качиньского. Он со своей супругой Марией Качиньской, многими польскими политиками, военным руководством и другими высокопоставленными лицами летел в Катынь на траурные мероприятия, посвящённые 70-й годовщине расстрела органами НКВД польских офицеров.

   
   

Посадка происходила в условиях сильного тумана и плохой видимости. Самолёт не дотянул до взлётно-посадочной полосы порядка 400 метров, зацепил верхушки деревьев и разбился.

Всего на борту самолёта находилось 96 человек – 8 членов экипажа и 88 пассажиров. Все они погибли.

Гибель руководства польского государства потрясла мир, соболезнования польскому народу выразили главы многих государств. В Польше был объявлен траур до 18 апреля. В России днём траура стало 12 апреля.

18 апреля 2010 года Польша простилась с Лехом Качиньским. Его вместе с супругой похоронили в главном храме Кракова – Мариацком костёле. Президент России Дмитрий Медведев был единственным политиком, который прилетел на похороны на самолёте прямым рейсом. Первые лица многих государств не смогли прилететь из-за вулканического пепла над Европой.

Источник фото: globallookpress.com

В связи с гибелью Леха Качиньского и. о. президента Польши стал маршал сейма Бронислав Коморовский. Впоследствии, на выборах летом 2010 года, он победил брата погибшего президента Ярослава Качиньского и стал новым главой государства.

   
   

Россия и Польша начали собственные расследования катастрофы, при этом они договорились о сотрудничестве по данному делу.

В 2011 году Международный авиационный комитет (МАК) обнародовал доклад, согласно которому основной причиной катастрофы было решение пилотов не уходить на запасной аэродром. В числе других причин были названы недостатки в обеспечении полёта и подготовке экипажа.

В том же году Польша обнародовала собственный доклад об авиакатастрофе. По мнению польской стороны, одними из причин трагедии были недостаточная подготовка пилотов, их небольшой опыт работы в сложных метеоусловиях, ошибочные решения и поздний уход пилота на второй круг. Работа экипажа была нечёткой ещё и потому, что пилотам мешали посторонние лица из числа пассажиров.

В то же время в польском докладе говорилось, что аэродром «Смоленск-Северный» не предоставил Ту-154 безопасных условий для полёта, а радиолокационная система могла работать неправильно, из-за чего диспетчеры могли давать экипажу самолёта неверные указания.

В 2012 году появилась версия о том, что химики якобы нашли на сиденьях самолёта тротил. Российские и польские следователи провели экспертизу, и она не выявила следов взрыва на обломках самолёта.

Осенью 2012 года был найден повешенным один из ключевых свидетелей по делу – бортинженер Як-40 Ремигиуш Мусь. Его самолёт незадолго до катастрофы сел в аэропорту «Смоленск-Северный». Мусь утверждал, что российский диспетчер разрешил экипажу «борта № 1» снизиться до высоты 50 метров, хотя, по официальной версии,  снижаться ниже 100 метров не разрешали. После самоубийства Муся его показания подтвердил другой важный свидетель – поручик Артур Воштыль, пилот того же Як-40.

На сегодняшний день Польша добивается передачи ей обломков самолёта Качиньского, однако Россия пока их не передаёт по той причине, что может возникнуть необходимость дополнительных экспертиз.

В апреле 2013 года СМИ сообщили, что Польша хотела бы открыть в Смоленской области мемориал с музеем и часовней, посвящённый Леху Качиньскому. Однако в администрации Смоленской области заявили, что такого обращения от властей Польши они не получали.