1. Строительство новых станций
При Гаеве московское метро активно строилось, появилось около 30 новых станций. Больше всего станций было построено на Люблинско-Дмитровской (самые «новые» станции – «Достоевская» и «Марьина роща») и Арбатско-Покровской линиях (из последних, открытых при Гаеве – «Славянский бульвар», «Мякинино», «Волоколамская» и «Митино»). Люблинская линия стала первой веткой, открытой уже после распада Советского союза.
Серпухово-Тимирязевская линия была продлена, открылись «Улица академика Янгеля», «Аннино», «Бульвар Дмитрия Донского». На Филёвской линии были открыты станции «Деловой центр» (ныне «Выставочная») и «Международная».
2. Лёгкое метро
В эти же годы в Москве появилось лёгкое метро – гибрид классического метрополитена и легкорельсового транспорта.
В 2003 году была запущена первая очередь Бутовской линии лёгкого метро из пяти станций: «Улица Старокачаловская», «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова», «Бунинская Аллея». Строительство ветки заняло 1,5 года.
Длина пускового участка составила 5,5 километров.
3. Монорельс
В конце-1990-х – начале 2000-х годов был построен участок Монорельсовой транспортной системы между Серпухово-Тимирязевской и Калужско-Рижской линиями из пяти станций: «Улица Сергея Эйзенштейна», «Выставочный центр», «Улица академика Королёва», «Улица Милашенкова», «Тимирязевская».
В 2004 году была начата её опытная эксплуатация, а затем и перевозка пассажиров в экскурсионном режиме.
Сначала входить можно было только на конечных станциях, а выходить на любой. Впоследствии вход стал возможен и на других станциях. С 2008 года линия заработала в транспортном режиме, а цена билета была снижена.
4. Новые поезда
С 2003 года ОАО «Метровагонмаш» стало выпускать вагоны нового образца. Первоначально на заводе эти поезда назвали «Скифами», однако затем выбор был остановлен на названии «Русич». Поезда имеют современный дизайн, оборудованы системой кондиционирования, видеонаблюдением и наддверными табло, где высвечивается информация о местоположении поезда. Такие составы сейчас курсируют по Арбатско-Покровской, Бутовской, Кольцевой, Калининской, Филёвской линиям. Их общее число составляет 10 % от всего числа поездов московского метрополитена.
5. Реконструкция станций
Многие станции московского метро при Дмитрии Гаеве закрывались на реконструкцию. Так на год закрывались на ремонт станции «Семёновская» и «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии. Кроме того, были отремонтированы вестибюли многих станций метро, на части станций заменили старые эскалаторы. Также на многих станциях были установлены новые турникеты, которые показывают количество оставшихся поездок. Они были сделаны выше для того, чтобы «зайцам» было сложнее их перепрыгнуть.
Перед самым уходом Гаева в начале 2011 года на реконструкцию закрылась станция «Парк культуры» Кольцевой линии, и открылась она только в апреле 2012 года.
6. Теракты в метро
В годы руководства Дмитрия Гаева в московском метро было совершено несколько терактов, которые унесли десятки жизней. Один из самых страшных терактов в московском метро произошёл в 2004 году. Террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». В результате погиб 41 человек, и ещё 250 пострадали. В том же 2004 году смертница подорвалась у станции «Рижская». 10 человек погибли, ещё 50 были ранены.
В 2010 году две смертницы устроили теракты на станциях «Лубянка» и Парк культуры», когда вагоны находились возле перрона. Из-за того что взрывы произошли утром, жертв оказалось много. 41 человек погиб, 85 получили ранения.
7. Ставка на безопасность
Система обеспечения безопасности в метро стала одним из важнейших стратегических векторов развития подземки.
В 2005 году был создан специальный ситуационный центр. Сюда в реальном времени стекается вся информация о работе транспортной системы. Уже привычными для всех стали красно-синие стойки с надписью SOS, установленные в вестибюлях станций. Любопытна статистика: по данным столичной подземки, количество обращений пассажиров по колоннам экстренного вызова в ситуационный центр за последние годы не снижается, а вот соотношение по типам вызова меняется. Наблюдается тенденция увеличения количества вызовов справочного характера и уменьшение числа ложных вызовов.
Для того чтобы получить необходимую информацию или сообщить о каком-то происшествии диспетчеру ситуационного центра, пассажиру метро достаточно нажать соответствующую кнопку, расположенную на красной («Тревога») или синей («Справка») стороне колонны.
8. Видеокамеры в вагонах и на станциях
Ещё в 1998 году началась реализация программы оснащения метрополитена системами видеонаблюдения. Сегодня все станции и подуличные переходы оборудованы видеокамерами.
Записи, сделанные на станциях метро, уже фигурировали в доказательной базе сотен административных и уголовных дел.
Камерами видеонаблюдения оснащены все вагоны на Кольцевой и Сокольнической ветках метро.
15 октября 2010 года Московский метрополитен открыл горячую линию для связи с пассажирами. Любой желающий может позвонить по телефону (499) 787-25-86 и получить необходимую информацию. Линия работает в круглосуточном режиме, по будням и выходным дням.
9. Культуру в массы
При Гаеве столичная подземка активно интегрировала в своё пространство культурные и исторические мотивы – на нескольких линиях появились специально оформленные, тематические составы. Так, например, 12 мая 2010 года со станции «Партизанская» отправился в путь по Арбатско-Покровской линии поезд «Акварель» с экспозицией шедевров художников-акварелистов из коллекции ГМИИ имени Пушкина: Карла и Александра Брюлловых, Исаака Левитана, Ильи Репина, Николая Рериха.
15 мая 2010 года, в день 75-летия Московского метрополитена, на Сокольническую линию вышел фирменный состав «Сокольники», который стилизован под поезда типа «А», перевозившие пассажиров с 1935 по 1975 год.
На Сокольнической же линии ещё с 2006 года курсирует состав «Красная стрела» – тёзка известного поезда, курсирующего между Москвой и Петербургом.
В 2008 году на Кольцевой линии начал регулярное движение именной поезд «Читающая Москва». Внутри вагонов поезда размещены изображения литературных персонажей, репродукции характерных сцен и отрывки из известных произведений отечественной и зарубежной литературы для детей и взрослых (от былин про Илью Муромца до цитат из Пушкина и де Сент-Экзюпери).
А в 2010 году Московский метрополитен впервые присоединился к акции «Ночь музеев». В ночь с 15 на 16 мая на станции «Кропоткинская» состоялся концерт камерного оркестра Kremlin.
10. Судебное разбирательство
В марте 2011 года в отношении Дмитрия Гаева было возбуждено уголовное дело по статье «Злоупотребление полномочиями».
Как сообщали тогда представители Следственного комитета, проведённая проверка установила, что в январе 1998-го Гаев в целях личной выгоды получил патент на изобретение «Автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте». Далее, пользуясь служебным положением, по мнению следователей, Гаев заключил с метрополитеном договор на использование системы и получил с 1999 по 2010 годы за это 112 миллионов рублей. Сам Дмитрий Гаев отвергал все обвинения в злоупотреблении полномочиями.
В феврале 2011 года Гаев уволился со своего поста по собственному желанию. Сменил его начальник Калининградской железной дороги Иван Беседин.
В марте 2012 года уголовное дело было прекращено: в действиях Гаева не было обнаружено состава преступления.
Однако уже 11 апреля 2012 года Генпрокуратура отменила постановление и направила дело на дополнительное расследование.