Отвечает юрист Сергей Коломийцев:
— Закон «О защите прав потребителей» в статье 25 гарантирует возврат или обмен товара надлежащего качества, приобретенного в розничной торговле, в течение 14 рабочих дней. Но, увы, здесь дачникам не повезло. Ибо есть подзаконный акт, а именно — постановление Правительства РФ № 55 (в редакции от 27 марта 2007 года). Оно представляет из себя четкий перечень «...непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации...» И растения как таковые, и любые их природные формы — саженцы, рассада и, кстати, семена, а также луковицы овощных культур и цветов в этот перечень входят. Поэтому, промахнувшись единожды с такой покупкой, вы не сможете предъявить законные претензии продавцу и вернуть деньги или обменять их.
Но это вовсе не означает, что в реальной жизни возврат и компенсации невозможны. Есть нюансы. Если вы приобрели, допустим, саженец яблони, а по дороге на дачу сломали его, то лучше об обмене речи не заводить. Но в случае, если вы уже после покупки обнаружили на нем следы заражения какой-либо болезнью или, например, присутствие вредителей, то требование замены будет законным (при наличии кассового чека, разумеется) на основании пункта 1 cтатьи 18 уже упомянутого закона о защите потребительских прав. Отказ продавца вполне может стать поводом для подачи соответствующей претензии, которую можно подать в суд, а — применительно именно к саженцам и рассаде — отправить копию претензии и в Роспотребнадзор.