Долгая дорога к саду. Конкурс «дом садовода – опора семьи» продолжается

Фото: Наталья Володина

Здравствуйте, уважаемая редакция!

   
   

Вашу газету я начала читать не так давно, но уже почерпнула из нее много полезного и нужного.

Долго думала, посылать ли письмо на конкурс, но все-таки решилась. Пусть это будет хоть краткая, но история нашего сада. Ведь глядя на него сейчас, невольно вспоминаешь, с чего он начинался, и удивляешься: неужели мы действительно сделали это своими руками?!

Около четверти века назад мы обзавелись участком в одном из «медвежьих углов» Московской области. Брали его, что называется, вслепую, а когда в первый раз приехали взглянуть на свою будущую «фазенду», едва не бросили все, даже не начав осваивать. Кругом болото, дорог нет, от ближайшей железнодорожной станции, добраться до которой можно было только по узкоколейке, пять километров пешком через лес. Но что-то удержало нас, что-то зацепило в этом недружелюбном с виду месте.

Фото: Наталья Володина

В те годы мы с мужем оба работали, в семье было трое маленьких детей. Страшно вспомнить, как рядом с такими же, как мы сами, «счастливчиками» приходилось брести по изрытой выбоинами тропе с рюкзаками и сумками. Ребятишки цеплялись за руки, спотыкались, хныкали… И так – каждые выходные. Но свой клочок земли тянул к себе, как магнитом. Там приветливо щебетали птицы в ветвях молодых березок и ждали детишек простые веревочные качели.

Шло время. Жизнь в нашем садовом товариществе потихоньку налаживалась. Мы тоже медленно, но настойчиво обживали свои болотные угодья. Поставили маленький домик «на сваях»: заложить на гуляющем торфе хороший фундамент было слишком сложно и дорого. Прокопали дренажную канаву и вырыли небольшой пруд, чтобы отводить воду. И каждый год покупали и покупали грузовиками привозную землю, поднимая уровень участка, подмешивая к волокнистому рыжему торфу песок и глину. Во время тотального дефицита было трудно раздобыть даже необходимые продукты, не говоря уже о садовом инвентаре, поэтому муж сам смастерил тачку, которую нужно было не толкать перед собой, а везти сзади, как детские санки. На ней мы и развозили землю по участку. Эта тачка исправно служит нам до сих пор, и менять ее на современный аналог не хочется: она оказалась удивительно удобной.

   
   
Фото: Наталья Володина

Со временем на участке появились грядки, кусты смородины, крыжовника и малины, слива и облепиха. Прижились даже яблоньки, которым пришлось нелегко из-за высоких грунтовых вод. И, конечно, цветы – какой же сад без них! Муж проложил дорожку, сделал ограждения для цветников, отливая их из бетона при помощи готовой пластиковой формы. Исчезли рытвины и ямы, а на их месте зазеленела ровная лужайка, обрамленная цветочными рабатками. К дому, ставшему чересчур тесным, сделали маленькую пристройку, где теперь собираются гости из числа дачных соседей – улица у нас дружная. Муж играет на гитаре, и в саду допоздна звучат любимые песни, от которых сладко щемит сердце.

Несколько лет назад я вышла на пенсию, но скучать некогда: столько дел вокруг. Каждый год на участке затевается что-то новое. Выросла банька, немедленно ставшая любимой игрушкой мужа. Я отважилась на эксперимент: посадила виноград. И ведь растет – в нашем-то болоте!

Дети давно повзрослели, обзавелись семьями и на даче бывают редко, но, когда приезжают, не перестают повторять: «Мама, как у тебя красиво!». А старшая дочь, которая еще недавно и слышать-то о земле не хотела, неожиданно купила собственный участок и теперь обихаживает, обустраивает его, совсем как я когда-то. Но мне не обидно: наоборот, радуюсь, что все повторяется. В добрый путь, доченька!

Наталья Володина, Московская обл.

Смотрите также: