Юрий Трунов: «В своем саду обязательно посажу Антоновку»

   
   

На эти и другие вопросы ответит директор государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства имени И. В. Мичурина Россельхозакадемии Юрий Викторович Трунов.

Юрий Викторович Трунов

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Автор более 250 научных трудов, а также 12 учебников и монографий. Изучает вопросы минерального питания яблони уже 25 лет.

Время климатических перемен

«AиФ»: - Юрий Викторович, какие изменения климата вы наблюдаете в последние годы с точки зрения садоводства?

Юрий Трунов: – Климат меняется. Усиливается нестабильность водно-температурного режима, стало значительно больше повреждающих растения факторов. Если в 60–70‑е годы их было 3–4, то теперь вдвое больше, причем прогнозируется и дальнейшее расширение спектра и усиление степени воздействия негативных факторов.

«AиФ»: - А что можно сказать, например, о зимах последних лет?

Ю. Т.: – В прошлом веке было все проще: лег снег, потом стабильный мороз, пусть даже до 30 градусов – это не несет ничего страшного. А сейчас снег то ложится, то тает, а затем в одночасье ударяет 40 градусов мороза. Много раз наблюдалось резкое понижение температуры при бесснежье в ноябре. Растения все это переносят крайне тяжело.

«AиФ»: - Можно узнать подробнее, что происходит в таких случаях с деревьями?

Ю. Т.: – Любой живой организм умеет приспосабливаться к определенному уровню стрессовой ситуации. А что такое приспособиться? Определенным образом перестроить свою био­химическую структуру: изменить количество воды в клетках, содержание сахаров и так далее. Но растения не умеют перестраивать обмен веществ за один день – нужен соответствующий процесс закалки, который занимает определенное время, и после его прохождения растение может справиться с возникшими проблемами. А когда изменения происходят быстро, то деревья не выдерживают. Сначала гибнет камбий или почки. Если процесс идет дальше, то умирает древесина. Кора лопается, особенно весной, когда ее то нагревает солнышком, то схватывает морозом. Вообще все перепады особенно неприятны в конце зимы, когда растения находятся в фазе вынужденного покоя: любая провокация дестабилизирует их состояние.

«AиФ»: - Подмерзание не всегда видно по внешним признакам. Как можно его заподозрить?

Ю. Т.: – Если дерево «как-то не так себя чувствует», а именно: почки распускаются слабо и не все, листья неполноценные – или мелкие, или не очень зеленые, прирост слабый, то растение повреждено. Это необязательно может быть подмерзание, таким образом дерево реагирует и на другие повреждения. Поэтому дальше нужно присмотреться внимательнее: есть ли погибшие участки коры или ее растрескивание, видна ли потемневшая древесина на срезах ветвей.

«AиФ»: - Должно быть, в вашей области самые большие потери были после прошлой зимы?

Ю. Т.: – Как раз нет, наиболее серьезный ущерб принесла зима 2005–2006 годов, когда в отдельных местах временами длительно держалась температура минус 40–44 градуса. Такого никакие сорта не выдержат. В садах погибали целые кварталы! А уцелевшие деревья стали очень уязвимыми: сейчас чуть что – или засуха, или не очень благоприятная зима, – они начинают погибать. Так что последствия могут сказаться и через несколько лет – стоит на ослабленные деревья наложить какие-то дополнительные нагрузки, то они сдают: теряют отдельные ветви, участки кроны или вообще гибнут.

«AиФ»: - В этом случае когда лучше принимать решение о дальнейшей судьбе подмерзшего дерева? И что можно с ним сделать?

Ю. Т.: – Если дерево явно погибло – нужно сразу корчевать. Если оно живо частично, то можно вырезать пострадавшие места. В неявных случаях можно посмотреть 1 год. Повреждения проявляются в течение сезона, потом дерево может восстановиться. Если через сезон оно еще болеет, то дальше ждать бессмысленно.

Полив обязателен

«AиФ»: - Зима у нас еще впереди. Зато лето свежо в памяти. Чем оно выделялось?

Ю. Т.: – Конечно, случилась небывалая засуха. И растениям нужно было помогать – хорошо поливать. Те молодые сады, которые поливались, прекрасно себя чувствовали даже в эту засуху.

«AиФ»: - Как правильно нужно было поливать плодовое дерево, чтобы напоить его?

Ю. Т.: – Сделать очень хорошую лунку – буквально раскопать прямо до корней. Вылить столько воды, чтобы корневой ком напитался, а потом эту землю засыпать обратно и еще сверху замульчировать каким-либо рыхлым материалом. В качестве мульчи можно пользоваться опилками, срезанной газонной травой, выполотыми сорняками – чем угодно, даже камнями в тех регионах, где их много. Или хотя бы укрыть пленкой. Тогда влага останется на месте надолго.

«AиФ»: - Нужно ли очищать круг от газона?

Ю. Т.: – Это однозначно. При выращивании плодового сада В ЛЮБУЮ ПОГОДУ на газоне приствольные круги должны быть чистыми от злаков. Для яблонь на клоновых подвоях их делают диаметром не менее 1,5–2 м – открытая почва, которую нужно полоть и можно закрыть мульчой. Сам газон вокруг яблонь, разумеется, нужно поливать и кормить.

«AиФ»: - А что делать любителям-садоводам, которые не имели возможности поливать свои деревья как следует во время той ужасной жары и засухи?

Ю. Т.: – Поливать сейчас. Это можно делать вплоть до наступления морозов. В идеале нужно насытить корнеобитаемый горизонт как можно лучше – а у меня есть сведения, что почвы просохли до глубины два метра и более! После полива лучше закрыть почву какой-то мульчей и следить за грунтом: если подсыхает, то полить дополнительно. В зиму плодовые деревья должны войти в пролитом состоянии, и мульчу можно оставить – лишняя прослойка корням не повредит.

«Пища» для яблони

«AиФ»: - Вы специалист в области минерального питания яблони. Как, на ваш взгляд, выдерживается ли режим питания в любительских садах?

Ю. Т.: – В нашем Черноземье вопросы питания не так остро стоят, хотя многим любителям достались всякие неудобные земли. Прежде чем принимать решение о внесении удобрений, дачник должен узнать, какая именно у него почва. Взять в разных точках участка 2–3 образца и съездить с ними в агрохимическую лабораторию: посмотреть, сколько в почве гумуса, каковы кислотность, содержание азота, фосфора и калия. Да, это затраты, но ведь они окупятся – имея результаты анализов, можно вносить в почву только то, чего не хватает. Есть много почв, в которых полно фосфора, – так зачем его туда добавлять? Неправильно совать в почву что-то «по книжкам», не зная при этом, чего там уже имеется!

«AиФ»: - А что страшного случится, если внести то, что уже в избытке?

Ю. Т.: – Может быть и засоление, и подкисление почвы. Избыток какого-то вещества способен напрямую действовать на корни, а еще мешать им усваивать другие, нужные им соединения. Например, есть сведения, что избыток фосфатов в почве ведет растения к азотному голоданию.

«AиФ»: - Некоторые дачники считают: а зачем вообще вносить какие-то удобрения? В лесу ведь растения никто не удобряет – и ничего?

Ю. Т.: – Это другая крайность. Лес – плохое сравнение для сада, потому что из него ничего не выносится, а в саду мы убираем яблоки, срезаем ветви. К тому же на участке нас не устроит простое созерцание конкуренции растений, мы хотим урожая, а для этого нужно оптимизировать все стороны жизнедеятельности деревьев. Иначе мы будем либо выращивать одну древесину, либо не получим качественных плодов, либо их

окажется меньше, чем хотелось бы.

«AиФ»: - Нужны ли некорневые подкормки?

Ю. Т.: – Они хороши в случаях, когда дерево нужно дополнительно поддержать. Например, во время цветения, перед опадением завязей. Для этого можно использовать и комплексные удобрения, особенно такие, где минералы находятся в хелатной форме. Специальные растворимые препараты кальция хороши перед созреванием плодов – это улучшает хранение. Мы видим положительные результаты и от применения фитостимуляторов, иммунокорректоров, регуляторов обмена веществ.

«AиФ»: - В наше время яблоня – это не только крупное дерево на семенном подвое. Существуют яблони на карликовых подвоях, колоновидные. К ним нужен тот же подход, что и к традиционным, или другой?

Ю. Т.: – Принципиальных различий нет. Нужно просто делать поправки на миниатюрные размеры дерева – маленькому потребуется меньше удобрений, чем обычному.

«AиФ»: - Юрий Викторович, могу я задать личный вопрос? У вас новый участок в деревне. Что на нем планируете посадить?

Ю. Т.: – Да все! Там будут красивые зоны отдыха. Непременно разобью огород, сад, обязательно – плодовый питомник. В своем саду совершенно точно посажу Антоновку – эти яблоки мы с супругой любим больше всех.

Смотрите также: