10 января в прокате стартовал «Дублёр» - комедия с Александром Реввой. Роль второго плана сыграл Дмитрий Хрусталёв, ныне ведущий «Комеди Women». 24 января на широкий экран выходит ещё одна комедия - «Билет на Vegas», где сыграл Михаил Галустян. В конце февраля в кино можно будет увидеть фильм «Что творят мужчины!», в котором снялись Роман Юнусов из дуэта «Сёстры Зайцевы», Таир Мамедов и Гавриил Гордеев (Гавр).
Не могу сказать, что резиденты «Комеди Клаб» совсем уж бездарные киноактёры. Дело в том, что современные комедии в большинстве своём не предполагают той глубины и резкости, которую имели такие советские кинохиты, как «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Кавказская пленница» или «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Эти фильмы и сегодня продолжают собирать большую аудиторию у экранов телевизоров, их по-прежнему цитируют. Они актуальны, потому что были созданы великими мастерами (Гайдаем, Рязановым) и в них играли великие актёры.
Современный зритель перестал предъявлять столь высокие требования к кино, к комедиям в частности. Поэтому отечественные кинопроизводители сильно снизили планку. Невероятная популярность «Комеди Клаб» и его резидентов стала залогом успеха первой части пародийной кинотрилогии «Самый лучший фильм», который собрал в прокате, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», 28 млн долл. Отвечая на вопрос «Афиши», почему зритель неохотно идёт в кинотеатры смотреть отечественные фильмы, глава Первого канала Константин Эрнст сказал: «Виноваты коллеги-козлы с «Яйцами судьбы», «Гитлерами капут» и всем остальным. Все пошли собирать «бабки». Решили, что поле уже унавожено и пора собирать урожай. А его надо было ещё лет десять разрабатывать, культивировать... На протяжении последних лет ракеты трэшака уродовали площадку, довели её до того состояния, что люди не хотят идти на новые русские фильмы, потому что их уже столько раз обманули, а новое поколение и так напряжённое - они всё время боятся, что их обманут, и поэтому очень сильно страхуются. Чтобы затащить зрителя в очередной раз в кинотеатр, придётся изобразить нечто эдакое. Ну если будет ради чего, то мы изобразим».
Михаил Стасов
Тем не менее фильм «Дублёр» с бюджетом 23 млн долл. только за 10-13 января собрал в прокате 3,17 млн долл. Это не провал, а свидетельство того, что фильм зрителю скорее понравился. Не могу сказать, что я в большом восторге от этой комедии, но посмотрел её не без удовольствия.
Во-первых, потому что считаю Александра Ревву действительно талантливым актёром. Как-то мне довелось побывать на одной из частных закрытых вечеринок в Москве. Бабушка и Артур Пирожков в изображении Реввы пользовались сногсшибательным успехом у собравшихся. И это были сплошные импровизации, подходящие случаю, а не зазубренные роли. Ревва был восхитителен своим умением моментально перевоплощаться в разных героев! И в кино, я в этом уверен, он ещё не сыграл своих главных ролей. Во-вторых, «Дублёр» - это первая на моей памяти по-настоящему смешная кинопародия на весь отечественный шоу-бизнес. Ревва в этом фильме сыграл сразу три главные роли: гламурную медиаперсону с холодным и безразличным взглядом Игоря Успенского, скромного и нелепого массажиста из салона красоты Севу Василькова и обладателя 9 «Золотых граммофонов» Михаила Стасова, внешне сильно похожего на Стаса Михайлова.
Последний, кстати, сильно обиделся на создателей «Дублёра», хотя сходство с прототипом чисто внешнее, и даже подал в суд на производителей (о чём «ТВ Гид» уже писал). Стасов, как и Стас, носит расстёгнутые до пупа рубашки, говорит голосом Реввы, ходит вразвалочку, как моряк, и всё время показывает средний палец своему сопернику. Обоих претендентов на титул «Человек года» роднит общая черта - невероятное самолюбование. И тут, на мой взгляд, случилось самое точное попадание в объект пародии.
Притом что сюжет картины не нов, в его канве есть свежие повороты, и посему за развитием этой истории нескучно следить. Игорь Успенский (собирательный образ знаменитости) соревнуется со Стасовым за титул «Человек года». И ради этой цели готов на любые жертвы, включая семью (жену и дочку). Невероятно обаятельная помощница (Кристина Асмус) не успевает фиксировать в блокнот все места, которые Успенский должен посетить как очень востребованное медийное лицо. Ему на глаза попадается рекламный ролик в Интернете, в котором очень похожий на него массажист Сева Васильков зазывает в салон красоты от лица как бы Игоря Успенского. Но Игорь не торопится растоптать самозванца - в голове знаменитости рождается план: он хочет запустить в медийное пространство двойника-недотёпу.
Дублёр попадает в комичные, забавные ситуации, но с достоинством из них выходит и в финале влюбляет в себя всех, включая помощницу, жену, дочку, тёщу знаменитости и даже самого Успенского, который в конце предлагает именно Севе присвоить титул «Человек года». Но им, как и обладателем десятого, «юбилейного» «Золотого граммофона», становится Михаил Стасов с 97%. Несмотря на то что Кристине Асмус досталась не самая выдающаяся роль, она в картине невероятно очаровательна и даже сексапильна. Только теперь мне стало понятно, почему журнал «Maxim» когда-то назвал её самой сексуальной девушкой года. Познакомившись с актрисой в Буэнос-Айресе на съёмках «Жестоких игр», я был поражён тем, что за несколько недель пребывания в Аргентине она ни разу не выпила даже бокала вкуснейшего местного вина (по её утверждению, она на дух не переносит спиртное). Однако в комедии есть сцена, где помощница Успенского напивается «в хлам» - Кристина очень убедительно играет пьяную девушку.
В фильме достаточно смешных ситуаций. При этом зрителю в финале всё-таки кинута, словно кость, мысль, что слава, деньги, блеск софитов - всё это тлен и мишура. Незыблемы лишь вечные ценности - любовь, семья, дружба и т. д. Согласен с некоторыми критиками: сделано это не очень изящно. От этого фильм многое теряет, но впечатление оставляет всё-таки позитивное.
«Билет на Vegas»
Если у Реввы получилась пародия на эстрадного исполнителя, то у Михаила Галустяна, предстающего в комедии «Билет на Vegas» в образе Элвиса Пресли, получился гротеск. Упитанный Галустян ростом 160 см настолько нелеп в образе короля рок-н-ролла, что невольно вызывает улыбку. Сюжет этой комедии тоже избит. Бесконечно конфликтующая молодая парочка в момент разрыва отношений вдруг выясняет, что лотерейный билет, заполненный совместно, оказывается выигрышным. Джекпот составляет 150 млн рублей, или 5 млн долл. Но, чтобы получить эти деньги, паре нужно отправиться в Лас-Вегас, где должно состояться торжественное вручение. Однако на пути к заветному чемоданчику, набитому долларами, возникают различные трудности, в числе которых Элвис-Галустян (мелкий жулик, завязавший с криминалом и вынужденный в образе Пресли зарабатывать деньги), а также члены наркомафии, главу которой играет звезда Голливуда Дэнни Трехо. Есть в фильме и комичные ситуации, и безумная стрельба, как в фильмах Тарантино (правда, без крови), и погоня, и даже две любовные линии. Но диалоги героев настолько несмешны, что после просмотра нечего даже процитировать. Даже самая плохая голливудская комедия, просмотренная мной, содержит хотя бы пару-тройку шуток, достойных пересказа... Большинство отзывов на обе эти картины звучат примерно так: «Неплохо, но это фильм на один раз».
Ну и слава богу, что отечественный кинематограф стал производить комедии, которые можно смотреть хотя бы один раз.
Владимир Полупанов Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |
Смотрите также:
- Стивен Спилберг: Когда впервые увидел «Боевого коня», я плакал →
- «Диверсант 2: Конец войны»: Индиана Джонс по-русски →
- Клаудия Кардинале: «Во мне есть что-то первобытное» →