Владимир Полупанов: «Наш кинематограф стал делать комедии, которые можно смотреть хотя бы один раз»

Михаил Галустян. Кадр из фильма «Билет на Vegas»

10 января в прокате стартовал «Дублёр» - комедия с Александром Реввой. Роль второго плана сыграл Дмитрий Хрусталёв, ныне ведущий «Комеди Women». 24 января на широкий экран выходит ещё одна комедия - «Билет на Vegas», где сыграл Михаил Галустян. В конце февраля в кино можно будет увидеть фильм «Что творят мужчины!», в котором снялись Роман Юнусов из дуэта «Сёстры Зайцевы», Таир Мамедов и Гавриил Гордеев (Гавр).

   
   

Не могу сказать, что резиденты «Комеди Клаб» совсем уж бездарные киноактёры. Дело в том, что современные комедии в большинстве своём не предполагают той глубины и резкости, которую имели такие советские кинохиты, как «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Кавказская пленница» или «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Эти фильмы и сегодня продолжают собирать большую аудиторию у экранов телевизоров, их по-прежнему цитируют. Они актуальны, потому что были созданы великими мастерами (Гайдаем, Рязановым) и в них играли великие актёры.

Александр Ревва. Кадр из фильма «Дублёр»

Современный зритель перестал предъявлять столь высокие требования к кино, к комедиям в частности. Поэтому отечественные кинопроизводители сильно снизили планку. Невероятная популярность «Комеди Клаб» и его резидентов стала залогом успеха первой части пародийной кинотрилогии «Самый лучший фильм», который собрал в прокате, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», 28 млн долл. Отвечая на вопрос «Афиши», почему зритель неохотно идёт в кинотеатры смотреть отечественные фильмы, глава Первого канала Константин Эрнст сказал: «Виноваты коллеги-козлы с «Яйцами судьбы», «Гитлерами капут» и всем остальным. Все пошли собирать «бабки». Решили, что поле уже унавожено и пора собирать урожай. А его надо было ещё лет десять разрабатывать, культивировать... На протяжении п­оследних лет ракеты т­рэшака уродовали площадку, довели её до того состояния, что люди не хотят идти на новые русские фильмы, потому что их уже столько раз обманули, а новое поколение и так напряжённое - они всё время боятся, что их обманут, и поэтому очень сильно страхуются. Чтобы затащить зрителя в очередной раз в кинотеатр, придётся изобразить нечто эдакое. Ну если будет ради чего, то мы изобразим».

Михаил Стасов

Тем не менее фильм «Дублёр» с бюджетом 23 млн долл. только за 10-13 января собрал в прокате 3,17 млн долл. Это не провал, а свидетельство того, что фильм зрителю скорее понравился. Не могу сказать, что я в большом восторге от этой комедии, но посмотрел её не без удовольствия.

Во-первых, потому что считаю Александра Ревву действительно талантливым актёром. Как-то мне довелось побывать на одной из частных закрытых вечеринок в Москве. Бабушка и Артур Пирожков в изображении Реввы пользовались сногсшибательным успехом у собравшихся. И это были сплошные импровизации, подходящие случаю, а не зазубренные роли. Ревва был восхитителен своим умением моментально перевоплощаться в разных героев! И в кино, я в этом уверен, он ещё не сыграл своих главных ролей. Во-вторых, «Дублёр» - это первая на моей памяти по-настоящему смешная кинопародия на весь отечественный шоу-бизнес. Ревва в этом фильме сыграл сразу три главные роли: гламурную медиаперсону с холодным и безразличным взглядом Игоря Успенского, скромного и нелепого массажиста из салона красоты Севу Василькова и обладателя 9 «Золотых граммофонов» Михаила Стасова, внешне сильно похожего на Стаса Михайлова.

Последний, кстати, сильно обиделся на создателей «Дублёра», хотя сход­ство с прототипом чисто внешнее, и даже подал в суд на производителей (о чём «ТВ Гид» уже писал). Стасов, как и Стас, носит расстёгнутые до пупа рубашки, говорит голосом Реввы, ходит вразвалочку, как моряк, и всё время показывает средний палец своему сопернику. Обоих претендентов на титул «Человек года» роднит общая черта - невероятное самолюбование. И тут, на мой взгляд, случилось самое точное попадание в объект пародии.

   
   

Притом что сюжет картины не нов, в его канве есть свежие повороты, и посему за развитием этой истории нескучно следить. Игорь Успенский (собирательный образ знаменитости) соревнуется со Стасовым за титул «Человек года». И ради этой цели готов на любые жертвы, включая семью (жену и дочку). Невероятно обаятельная помощница (Кристина Асмус) не успевает фиксировать в блокнот все места, которые Успенский должен посетить как очень востребованное медийное лицо. Ему на глаза попадается рекламный ролик в Интернете, в котором очень похожий на него массажист Сева Васильков зазывает в салон красоты от лица как бы Игоря Успенского. Но Игорь не торопится растоптать самозванца - в голове знаменитости рождается план: он хочет запустить в медийное пространство двойника-недотёпу.

Александр Ревва и Кристина Асмус. Кадр из фильма «Дублёр»

Дублёр попадает в комичные, забавные ситуации, но с достоинством из них выходит и в финале влюбляет в себя всех, включая помощницу, жену, дочку, тёщу знаменитости и даже самого Успенского, который в конце предлагает именно Севе присвоить титул «Человек года». Но им, как и обладателем десятого, «юбилейного» «Золотого граммофона», становится Михаил Стасов с 97%. Несмотря на то что Кристине Асмус досталась не самая выдающаяся роль, она в картине невероятно очаровательна и даже сексапильна. Только теперь мне стало понятно, почему журнал «Maxim» когда-то назвал её самой сексуальной девушкой года. Познакомившись с актрисой в Буэнос-Айресе на съёмках «Жестоких игр», я был поражён тем, что за несколько недель пребывания в Аргентине она ни разу не выпила даже бокала вкуснейшего местного вина (по её утверждению, она на дух не переносит спиртное). Однако в комедии есть сцена, где помощница Успенского напивается «в хлам» - Кристина очень убедительно играет пьяную девушку.  

В фильме достаточно смешных ситуаций. При этом зрителю в финале всё-таки кинута, словно кость, мысль, что слава, деньги, блеск софитов - всё это тлен и мишура. Незыблемы лишь вечные ценности - любовь, семья, дружба и т. д. Согласен с некоторыми критиками: сделано это не очень изящно. От этого фильм многое теряет, но впечатление оставляет всё-таки позитивное.

«Билет на Vegas» 

Если у Реввы получилась пародия на эстрадного исполнителя, то у Михаила Галустяна, предстающего в комедии «Билет на Vegas» в образе Элвиса Пресли, получился гротеск. Упитанный Галустян ростом 160 см настолько нелеп в образе короля рок-н-ролла, что невольно вызывает улыбку. Сюжет этой комедии тоже избит. Бесконечно конфликтующая молодая парочка в момент разрыва отношений вдруг выясняет, что лотерейный билет, заполненный совместно, оказывается выигрышным. Джекпот составляет 150 млн рублей, или 5 млн долл. Но, чтобы получить эти деньги, паре нужно отправиться в Лас-Вегас, где должно состояться торжественное вручение. Однако на пути к заветному чемоданчику, набитому долларами, возникают различные трудности, в числе которых Элвис-Галустян (мелкий жулик, завязавший с криминалом и вынужденный в образе Пресли зарабатывать деньги), а также члены наркомафии, главу которой играет звезда Голливуда Дэнни Трехо. Есть в фильме и комичные ситуации, и безумная стрельба, как в фильмах Тарантино (правда, без крови), и погоня, и даже две любовные линии. Но диалоги героев настолько несмешны, что после просмотра нечего даже процитировать. Даже самая плохая голливуд­ская комедия, просмотренная мной, содержит хотя бы пару-тройку шуток, достойных пересказа... Большинство отзывов на обе эти картины звучат примерно так: «Неплохо, но это фильм на один раз».

Ну и слава богу, что отечественный кинематограф стал производить комедии, которые можно смотреть хотя бы один раз. 

 
Владимир Полупанов

Журналист еженедельника

«Аргументы и Факты»

 

Смотрите также: