Учитель музыки: за жестокость нынешнего поколения нужно спрашивать с себя

«Любого ребёнка можно научить петь и играть на музыкальном инструменте», - уверен учитель музыки А. Заруба. © / Из личного архива

Вице-премьер Ольга Голодец привела в пример Китай, где всех школьников учат игре на музыкальных инструментах. И это определяет резкий скачок в образовательном уровне местного населения.

   
   

«Чем выше уровень культуры, тем выше вероятность, что человек создаст произведение искусства или сделает открытие. А недостаток культуры порождает агрессию в обществе», - уверен Артур Забура, учитель музыки Ломоносовской школы Москвы, кандидат педагогических наук.

Досье
Артур Заруба. Родился в 1960 г. Окончил Кировоградский пединститут, аспирантуру при НИИ художественного воспитания. Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1992». Автор песен и детских мюзиклов.

 Кадровый композитор

Юлия Борта, «АиФ»: Артур Викторович, может, и нам перенять опыт Китая?

Артур Забура: Не понимаю, почему в пример приводят Китай, так живёт вся Западная Европа и Америка. В США в каждой школе и университете есть свой оркестр. И уроки музыки у них два раза в неделю всё время обучения в школе, а у нас - один урок, и то только до 7-го класса. 

Великие русские композиторы XIX в. консерваторию не заканчивали. Мусоргский был военным, Римский-Корсаков - морским офицером, Бородин - учёным-химиком, Чайковский закончил училище правоведения, а Глинка служил секретарём. Тогда в обществе было понимание: музыкальное образование необходимо людям любых профессий. Дипломат Грибоедов умудрился написать «Горе от ума» и сочинял прекрасные вальсы. А если мы не будем поворачивать нашу жизнь в сторону культуры, то будущее наше очень грустно. 

 

- Музыка ведь не только тело, но и душу лечит? 

- Музыка обладает мощной энергетикой. Я очень люблю произведение Генделя «Пассакалья». Но самое сильное впечатление в жизни получил от её исполнения - чрезвычайно корявого, но невероятно душевного - девочкой с ДЦП. Ей настолько эта музыка нравилась, что она, преодолевая боль, заставляла двигаться по клавишам непо­слушные пальцы. Все настоящие произведения искусства - это образцы гармонии. Когда ты ими напитан, ты уже не будешь плевать на улице, бросать мусор мимо урны. Когда же у человека нет понимания красоты, ему всё равно.

   
   

Поэтому у меня сердце болит, оттого что в массовом образовании искусство занимает незначительную часть. Почему нет уроков театрального искусства? Ещё Вольтер говорил, что театр поучает так, как этого не сделать толстой книге. А танцы? Это ведь не только искусство, но и красивая осанка, координация движений. Среди людей поколения моих родителей все умели танцевать вальс. Обидно, что наши дети лишены этого. 

Кто заменит звёзд

- А много ли у нас голосистых детей? Почему-то на эстраде долгие годы одни и те же стареющие звёзды. Некому заменить?

- Это вопрос не образования, а продвижения. Наши дети - одни из самых талантливых в мире. Однако, чтобы талант проявился, важны способы его выявления. В школе, организованной Львом Толстым для сельских детей, учиться не заставляли, домашних заданий не задавали. Вместо уроков - беседы с учителями. Детям дали возможность утолить природную любознательность «почемучек», показали образцы, куда можно двигаться, и процесс пошёл. «Как только я дал ему полную свободу, он написал такое поэтическое произведение, которому подобного не было...» - писал Толстой о крестьянском мальчике.   

- Для многих детей учёба - это как раз принуждение…

- Надо так организовать процесс, чтобы ребёнок всё время удивлялся, ему хотелось узнавать ещё и ещё, пробовать самому. Как-то моя коллега, учительница, пересказала мне слова дочери-десятиклассницы: «Мама, ты знаешь, что я больше всего ненавижу? Учиться». Ну что же это такое! Учиться - значит открывать мир! Как можно это ненавидеть?

- Вы начинали работать в сельской школе. Теперь их массово закрывают, уверяя, что образование там хуже.

- Я не согласен. Там есть прекрасные преподаватели. А школа в селе всегда была очагом культуры - там ребёнок не слышит мат, не видит пьяных, грязи… Увы, в обычной его жизни всё это нередко есть. В сельских школах особая атмосфера. Село живёт совершенно по другим законам, чем город. Большая школа для деревенского ребёнка неорганична, это дискомфорт. По моим наблюдениям, сельские дети глубже и тоньше откликаются на воздействие классической музыки. Они ближе к природе, естественному способу жизни. 

Дети злые или мы?

- Чуть не каждый день новос­ти: 8-классник смертельно ранил ножом сверстника, девочки избили одноклассницу. Почему дети сегодня такие агрессивные?

- Такие случаи были всегда. Если провести исследование в тюрьмах, кто из заключённых получил полноценное художественное образование, большой ли будет процент? Уверен - минимальный. А дети часто возможности просвещаться лишены. За жестокость нынешнего поколения нужно спрашивать с себя: если мы, взрослые, показываем каждый день по ТВ сериалы с убийствами и пытками, то что мы хотим получить от детей? Нужно больше передач, связанных с культурой. И не надо придумывать отговорки, что у них не будет рейтинга. Посмотрите, как передача «Голос» попала в точку. 

- Вы преподаёте более 30 лет. Молодёжь стала прагматичнее?

- Взрослым удобно обвинять младшее поколение - мол, некультурные, необразованные… В обнаруженных археологами древних письменах предки так же сетовали: молодёжь настолько ужасна, что будущего у людей нет. Но мы живы! Проблема не в детях. На наших глазах жизнь изменилась колоссально. И дети мгновенно к этому приспособились, а взрослые на такой резкий поворот в большинстве своём неспособны - закоснели. Отсюда непонимание и укоры...

Смотрите также: