Вековая дружба. Поэт Гуцериев рассказал о братстве народов на Кавказе

Вечерний класс в еврейской школе, основанной Шаулем Бар-Аврумом в Дербенте, Дагестан, 1925 год. © / Commons.wikimedia.org

Поэт, предприниматель Михаил Гуцериев в статье «МК» подчеркнул братство кавказского и еврейского народов, которые уже веками мирно живут в одном регионе.

   
   

Гуцериев подчеркивает, что на Кавказе всегда гордились единством всех народов и религий, их равноправием и тождеством. А Дагестан был образцом братства, где сегодня можно встретить представителей более ста десяти национальностей. Об антисемитизме на Кавказе слышали в основном от приехавших из других регионов родственников, из газетных статей и книг. Были немногочисленные вылазки отдельных дивизий белых войск во время Гражданской войны, направленной против евреев на Кавказе, которые оставили след в истории проявлениями агрессии.

Михаил Гуцериев. Фото: Фото предоставлено Пресс-службой группы «САФМАР».

«Но сегодняшние акции выходят за рамки нашего понимания Дагестана и всего Кавказа — регионов, добросердечием и здравомыслием народов которых мы всегда гордились.

Как могли произойти беспорядки 29 октября на родине Расула Гамзатова, автора проникновенной песни „Журавли“, в которой воспет подвиг солдат, остановивших глобальное распространение вируса фашизма?» — недоумевает он.

Гуцериев отмечает, что невозможно без боли в сердце следить за новостями из зоны израильско-палестинской трагедии, читать о гибели тысяч мирных людей, в том числе ни в чем не повинных женщин и детей, ставших жертвами политических разборок с той и другой стороны.

«Я разделяю эту боль, но не могу найти ни одного оправдания произошедшему 29 октября в Дагестане. Более того, я глубоко убежден, что зло, позорно прикрывающееся благородными лозунгами справедливости и защиты ближних, заслуживает еще большего порицания и сурового наказания», — подчеркивает он.

Дружба народов

Гуцериев подчеркивает, что нарушители закона, которые устроили штурм махачкалинского аэропорта, не имеют права говорить от лица всего дагестанского народа так же, как экстремисты — от лица мусульманского мира, а радикальные иудеи — от лица всех граждан Израиля. А нового всплеска нельзя допустить ни в одной точке мира.

   
   

«Я сам рос в Грозном, где были целые еврейские кварталы. Мы, представители самых разных народов, росли вместе и никогда не оценивали друг друга по национальному или религиозному признаку. Симпатии и антипатии рождались к людям, но не к нации или вероисповеданию. До прихода в начале 90-х годов в Чечне к власти людей с непомерными политическими амбициями, прикрывавшихся идеями религиозного превосходства для решения своих политических и финансовых задач, дружбу народов (не с советских агитплакатов, а истинное добрососедство) не могли нарушить никакие отличия в традициях, языке или внешнем виде. Так, моими учителями, научившими меня азам предпринимательства, что впоследствии помогло мне создать промышленные предприятия международного масштаба, были Арон Длин, Альберт Кальманович, Борис Гершензон — люди, обладавшие уникальными деловыми качествами. Они опередили свое время, почувствовав неизбежный приход рыночной экономики. Но главное, что их отличало, это высокая человеческая порядочность и честь, — вспоминает поэт.

Школа для горских евреев (губои). Город Куба, Азербайджан. 1920 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Он подчеркивает, что всегда будет глубоко благодарен Леониду Сафиру — умному, искреннему, удивительно обаятельному человеку, общение с которым помогло ему лучше понять окружающий мир, людей и себя. До сих пор его лучшими друзьями являются те достойные люди самых разных национальностей, с которыми свела жизнь в Грозном.

По мнению Гуцериева, зло, прикрывающееся благородными лозунгами справедливости и защиты ближних, заслуживает еще большего порицания и сурового наказания.

Поэт подчеркивает, что отрадно наблюдать за реакцией мусульман — жителей городов и сельских поселений Ингушетии — на работу по восстановлению не только мусульманских кладбищ, но и православных.

«Уважение к памяти предков — это одна из тех ценностей, которые понятны любому человеку на Земле и потому являются объединяющими. Неужели таких объединяющих ценностей — любви к ближнему, добросердечности, щедрости, гостеприимства — и правда, в душах представителей разных народов меньше, чем отличий? Я отказываюсь в это верить», — подчеркивает он.

Гуцериев напоминает, что евреи веками жили на Кавказе рука об руку с дагестанцами, кабардинцами, осетинами, грузинами, чеченцами, аварцами, азербайджанцами, ингушами и другими народами. А многие европейские евреи считают горских евреев скорее кавказцами, потому что их культура близка культуре других кавказских народов: они также танцуют лезгинку, у них те же традиции в одежде и национальной кухне, то же знаменитое кавказское гостеприимство, то же подчинение адатам, то есть законам, основанным на обычаях.

«Горские евреи практиковали куначество и признавали кровную месть, они были полностью включены в контекст сложных межродовых и межличностных отношений, являющихся визитной карточкой Кавказа, именно поэтому землячество для них так свято. Так же, как они почитают свои святыни, они почитают и свою Родину — Кавказ», — напоминает поэт.

Распрей между народами не было издревле

Гуцериев отмечает, что распрей между многочисленными кавказскими народами не было издревле. Даже когда Имам Шамиль, поднявший восстание против Российской империи, создавал государство шариата, где не было места иноверцам, он лично держал у себя на службе двух евреев. Это были личный врач Султан Горичиев и казначей Исмиханов, а любимой женой Шамиля была Анна Улуханова, которая была дочерью армянского купца из Моздока. Многие евреи во время кавказской войны, не видя смысла воевать за Российскую империю, убегали к Шамилю, который даже выделил им специальный аул — Ведено. При Шамиле даже был эскадрон, состоящий из горских евреев, и самые лихие воины Ислама мечтали повоевать в этом подразделении под началом еврейских командиров, которых уважали и считали за честь воевать с этим эскадроном под одним знаменем. Участник Кавказской войны, испанец на русской службе Хуан Ван Гален упоминает о том, что в Эндери против Российской империи воевали и евреи, жители этого села. Они, видимо, вместе со многими мусульманами покинули аул, когда его захватили русские.

Когда во времена Российской империи в европейской части России притесняли евреев, Дербент остался единственным городом, где власти не придерживались указа о черте оседлости. Его игнорировали на уровне самого генерал-губернатора и даже разрешали другим евреям тихо подселяться сюда.

«В версте от Нальчика раскинулась довольно обширная еврейская колония. Интересуясь горскими евреями, сохранившими свой тип в несравненно большей чистоте, нежели европейские, мы отправились туда... и из окон и дверей на нас с любопытством смотрели смуглые библейские лица женщин и детей. Нам редко случалось видеть в течение какого-нибудь получаса столько правильных и прелестных детских личиков со знойными глазами и курчавыми волосами... Антипатии местное население не испытывает к ним никакой...» — отмечали в своем труде «В горских обществах Кабарды» знаменитые этнографы В. Миллер (1848–1913) и М. Ковалевский (1851–1916).

Мирное сосуществование в советское время

В советский период мирное сосуществование кавказских народов и их культурную самобытность не смогла разрушить даже национальная политика Иосифа Сталина. Народам, в том числе и горским евреям, грозила ассимиляция, но они стойко сопротивлялись этому процессу, поддерживая друг друга. Когда в 1944 году было выселение вайнахов, евреи вместе с грузинами не заселились в дома местных, веря в возвращение ингушей домой. Кавказ оставался особой зоной толерантности и мира, даже пройдя сложный и драматичный исторический путь. Дербент, где в мире и согласии дружной семьей живут люди разных национальностей и вероисповеданий, был признан ЮНЕСКО самым толерантным городом мира.

Годы Великой Отечественной войны стали самым трудным и в то же время самым героическим периодом всей страны. Вместе со всеми на фронтах мужественно сражались горцы Кавказа, среди которых были и горские евреи.

В Москве в 2017 году в мемориальной синагоге на Поклонной горе в торжественной обстановке открыт бюст героя Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Исая Иллазарова. Это горский еврей из столицы Кабардино-Балкарии. Кавалер ордена Ленина Александр Мардахаев, горский еврей из Махачкалы, повторил подвиг Гастелло на танке в ноябре 1941 года в боях с фашистами на подступах к Москве. Добровольно ушел на фронт выпускник Махачкалинской средней школы комсомолец Шатиель Абрамов. Он прошел с боями путь от Сталинграда до самого Берлина. Получил многочисленные награды, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. На Мамаевом Кургане, в зале Воинской Славы есть знамена, где начертаны имена бойцов, павших героической смертью в Сталинградской битве. На 18-м мраморном знамени значится имя гвардейца Марка Шамаева. Шесть гвардейцев под его командованием обороняли Мамаев Курган, пока не прибыла армия генерал-полковника Родимцева. Вера Ханукаева одной из первых девушек Дагестана стала в 1936 г. парашютисткой. Она участвовала в освобождении Украины, Молдавии, Румынии и Венгрии. Борис Рахамимов, сбежав из детдома г. Баку, стал сыном полка 4-го батальона 62-й (8-й) гвардейской армии. Со своей частью Б. Рахамимов дошел до Берлина. Там 10 мая ему исполнилось 15 лет. На фронтах Великой Отечественной войны сражались деятели культуры: драматург Юно Семенов, писатели Михаил Бахшиев и Хизгил Авшалумов, поэты Борис Гаврилов, Манувах Дадашев, Даниил Атнилов и многие другие. Все эти герои — горские евреи. Этот народ всегда был неотъемлемой частью Кавказа, его верными сынами и доблестью.

Государственный академический заслуженный ансамбль танца «Лезгинка», прославивший Дагестан на весь мир, был создан в 1958 году горским евреем Танхо Израиловым. Коллектив исполняет танцы разных народов Кавказа и всей России. Музыка и танец — великое объединяющее начало, а совершенная хореография Танхо — воплощение истинной любви к Кавказу.

Нет будущего без межнационального согласия

Гуцериев задается вопросом, что сделали вчерашние погромщики для развития культуры своего народа, для продолжения его многовековых традиций. А при сложном переломе никто из них не отказался бы от лечения по методу Гавриила Илизарова только потому, что тот был горским евреем. Гуцериев подчеркивает, что как только речь заходит о собственном благополучии, такие люди забывают о своих принципах.

«К сожалению, несколько дней назад нам предстояло узнать о тех, чьи представления о достоинстве сильно расходятся с убеждениями их предков. Это, видимо, какое-то особое проявление патриотизма и сочувствия к страдающим мусульманам: перепугать сотрудников аэропорта, дагестанских матерей с детьми, вернувшихся с лечения, пассажиров, приехавших в Дагестан туристами? Нет, это люди, которых так легко спровоцировать на действия, приносящие вред стране, в которой они живут», — считает поэт.

В последнее время в Дагестан поехали туристы со всей России, в развитие туристической сферы вложены огромные средства, а сама отрасль может стать залогом процветания региона. Все это было поставлено под удар.

Поэт еще раз подчеркивает, что Россия — страна многонациональная, и у нее нет будущего без межнационального и межконфессионального согласия.

«Без этих постулатов России не выжить. Мухаммад Гази — первый имам Дагестана и Чечни, был истинным миссионером, просветителем, его наследие представляет собой важный инструмент для образования молодежи. Оно призывает людей к уважению ислама, объединяет людей разных национальностей и напоминает о том, что их культура и история нуждаются в защите. Лучшие его последователи боролись против экстремизма в обществе. Они призывали к миру и согласию, осуждали вражду между разными этносами и конфессиями. Имамы Магомед Махдиев и Магомедкамиль Гамзатов были широко известны своей непримиримой позицией по отношению к любым формам насилия, открыто осуждали экстремистское подполье, убийства ни в чем не повинных людей, выступали за поиск мирных путей урегулирования конфликтов и недопущение кровопролития. Оба они пали от рук бандитов, но остались верны принципам миротворчества. Заигрывать с нарушителями закона — плохая идея.

Все, кто причастен к событиям в аэропорту, должны нести заслуженное наказание, если свою бесценную свободу они превратили в произвол», — считает Гуцериев.