Владимир Полупанов, «АиФ»: — Валера, скажи, к своим 60-ти ты сформировал для себя свод основных правил жизни?
Валерий Сюткин: — Конечно. Я всегда говорю так: сформируй привычки — получишь характер. Сформируешь характер — получишь судьбу. Кто бы что ни говорил, но успеха часто достигает человек, который просто ставит цель. Чаще это происходит с теми, кто талантлив и имеет от природы некоторое преимущество. Но всегда успеха достигает человек, который в ранней юности выбирает дело на всю жизнь, вне зависимости от того, приносит эта профессия большие дивиденты или нет. В подростковом возрасте мне нравилось играть на гитаре, я мечтал, чтобы это стало делом моей жизни. Я оставлял какие-то более выгодные с точки зрения заработка профессии, чтобы больше времени уделять музыке. И если говорить бильярдным языком, пришёл к успеху по нижней сетке, то есть более длинным путём. Работая в Кировской филармонии, мы объездили всю область, включая маленькие сёла. Я знаю, что такое 54-е место в плацкартном вагоне.
Помню только хорошее
Безусловно, женщины тянутся к успешным мужчинам. Но самое главное удовольствие — бросить что-то к ногам любимой женщины. И посмотреть на отражение в её глазах, как сформулировал Жванецкий.
Ещё одно наблюдение. Когда люди требуют от жизни, чтобы совпали три компонента — дёшево, быстро и хорошо — они расстраиваются, потому что эти три вещи никогда не совпадают. К чему ненужные разочарования? Запомните: дёшево и быстро никогда не будет хорошо. Хорошо и быстро никогда не будет дёшево. Не требуйте этого от жизни, и у вас всё наладится.
И ещё. Я не беру с собой ничего плохого и помню только хорошее. Никогда никому не завидую и не занимаюсь ненужным самокопанием. Поэтому и выгляжу неплохо. И я всё время занят. А когда ты занят, к тебе не прилипают болячки, и ты не обращаешь внимания на ненужное. Что такое мудрость? Это когда ты знаешь, на что не обращать внимания.
— То есть внимания на накалённую международную обстановку внимания не обращаешь?
— Конечно, меня очень беспокоит то, что сегодня происходит в сфере международных отношений. Но я музыкант. Что я могу изменить? В романе Курта Воннегута «Колыбель для кошки» есть прекрасное изречение: Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество — изменять то, что могу, и мудрость- всегда отличать одно от другого«. Вот прямо по этой формуле и живу.
Значительную часть своей жизни я прожил в едином советском пространстве. Поэтому не теряю надежды, что и с Прибалтикой, и с Украиной у нас когда-нибудь наладятся отношения. Когда меня просят что-то комментировать на эту тему, чаще отказываюсь. Это не моя задача и не моё предназначение. Что бы мне ни говорили про Андрея Макаревича или Славу Вакарчука (лидер украинской группы «Океан Эльзы» — Ред.), я как общался с ними, начиная с 1985 года, так и общаюсь. Я не во всём с ними согласен. Но это не значит, что мы должны перестать подавать друг другу руки. Считаю, что умный человек всегда избегает в разговоре тех тем, которые могут отношения испортить. Чего порой так не хватает политикам. Есть прекрасная фраза, которую приписывают Вольтеру: Я не разделяю ваших убеждений, но готов отдать жизнь за ваше право их высказывать. Поэтому давайте ценить и уважать чужое и отличное от вашего мнение и находить интеллигентные формы борьбы за свою точку зрения, без оголтелого ора. На нашем телевидении уже стало нормой, когда все одновременно начинают друг на друга орать.
У каждого своя золотая пятилетка
— Сегодня ты продолжаешь записывать новые песни, но они редко попадают в хит-парады. Обижаешься? Если да, то на кого — на публику или на себя?
— Ни на кого не обижаюсь. Во-первых, у каждого артиста есть своя золотая пятилетка, когда он выдает на гора подряд хиты. Я же всё-таки певец технического регресса и классического рок-н-ролла и работаю для «лампового поколения». Не оно сегодня определяет хит-парады. Хит-парад всегда определяют 18-20-летние и моложе. Главное — что мы и сегодня продолжаем собирать залы. Относительно свежие мои песни «Москва-Нева» с Ромарио и «Маршрутка» получили «Золотой граммофон». «Без варежек» — пусть не мега-хит, но на федеральное радио и в «огоньки» она попала.
Во-вторых, время шлягеров «для всех» закончилось. Вручая мне премию за песню «7 тысяч над землей» как лучшей песне 1995 года, Алла Борисовна Пугачёва сказала: «Поздравляю тебя, Валера, замечательную песню написал. Может быть, это последний всероссийский и всевозрастной шлягер». Мудрая и дальновидная Пугачёва почувствовала это больше 10 лет назад. Песня «Тает лёд» группы «Грибы», безусловно, хит сегодняшнего дня. Но не для всех. Кто-то из моих ровесников даже не знает о её существовании. А «7 тысяч над землей» пела вся страна.
В-третьих, записать первый альбом очень легко. И даже второй несложно. Вот пятый — тут нужны сила воли и мотивация. Слава богу, что в мои 60 они у меня есть. Я решил самому себе лишний раз сказать и доказать: гений — это тот человек, который знает, что талантлив и продолжает работать.
Смотрите также:
- Борис Гребенщиков: «Цензура никогда не решает проблем. Она их создаёт» →
- Митя Фомин: «Пошлость быстро проходит, остается только настоящее» →
- Дмитрий Маликов: «Нет ничего более эфемерного, чем поп-слава» →