В человеке есть всё: и святое, и грешное
Роман Сергеев, «АиФ»: Александр Алексеевич, герои вашего нового романа — взрослые современные люди — ведут духовный поиск. У каждого он идёт по-своему, но есть общая основа. Какая?
Александр Лапин: Это объединяющее начало сформулировано в сути любой религии. Смысл всех духовных поисков в обретении душевного спокойствия, равновесия и внутренней гармонии. Все ищут такого состояния. Примирения с самим собой. Чтобы человека не мучили его комплексы и он мог жить. А уже из этого получается счастье. Если человек спокоен, уравновешен, размерен, то эта внутренняя гармония выходит вовне. И люди вокруг него тоже становятся спокойными, гармоничными.
Если ты достиг гармонии, то и поступки совершаешь правильные. А они вместе с правильными мыслями создают благоприятную судьбу. Люди говорят: «Смотри, какой везучий! Всё у него получается». На самом же деле наша судьба внутри нас.
Кстати, интересно: во всех основных религиях есть одна общая особенность. Используя различные практики (исихазм, медитация и т. д.), их истинные последователи достигают состояния «тишины ума», «остановки мыслей», с которого начинается контроль нашего внутреннего «я», нашей души над разумом, появляется энергия для свободных и творческих действий и решений. Так зарождаются вибрации творчества, которые дают человеку возможность двигаться вперёд.
Кому костыли не нужны?
— Чем отличается духовный поиск современного человека от того, как люди эти вопросы решали раньше?
— В романе я это особо не афиширую, но там есть такой подход: духовный поиск сегодня — это поиск, который нужно вести не в тишине, не сидя в затворе, как было раньше, а в обычной жизни. Потому что она стала более динамичной, интенсивной. С другой стороны, и люди теперь более, если можно так сказать, продвинутые.
У Ивана Ефремова есть роман «Лезвие бритвы». В нём один из героев — индийский художник — хочет, чтобы его, как йога, замуровали в пещере и он просидел там сколько-то дней в тишине и полной изоляции: это один из эзотерических приёмов. А ему просвещённый человек говорит: мол, ты понимаешь, так приходилось делать раньше. Например, брали из деревни какого-нибудь неотёсанного человека в монастырь. У него психика заскорузлая, тяжёлая, пробить её непросто. Замуруешь такого — может, его прошибёт, он переродится. А ты человек современный, живущий в этом мире. И уже настолько развит, что тебе такие технологии не нужны.
И я тоже считаю, что сегодня все люди грамотные, могут читать любую литературу: духовную, научную. И многие способны развиваться самостоятельно.
Самый современный святой
— Получается, находить ответы на вечные вопросы стало легче?
— И легче, и тяжелее. Все мы на разном уровне духовного развития. Поэтому многим нужен учитель, священник, помощник. Нужны костыли в виде обрядов, песнопений, ритуалов. А некоторым — кто уже дальше продвинулся — этого не надо. Они могут идти вперёд сами.
Для меня примером является Сергий Радонежский. Он сегодня самый современный святой. Потому что не был монахом в полном смысле этого слова. То есть затворником, отгородившимся от мира. Наоборот, он всегда активно действовал: мирил князей, не давая им друг друга сожрать. Возглавил и благословил борьбу русского народа за независимость. Послал своих ратников на Куликово поле. Хотя как монах должен был сидеть в скиту и ни во что не вмешиваться. Думать только о собственном внутреннем развитии.
Духовно расти в уединении — это тоже технология. Но её надо проверять: вылези из скита-то и пойди туда, где страсти кипят. Если можешь от них отстраниться, сохраняешь спокойствие и свою внутреннюю сущность, тогда ты действительно крутой парень.
На этом проверяется святость человека: в битве. А вот творчество помогает ему окружить себя хорошей аурой, не давать врагу — бесам — ворваться в душу и в ней господствовать.
«Веротерпимость перерастает в вероуважение»
— Верите ли вы, что люди, исповедующие разные религии, могут найти общий язык?
— Конечно, верю. Это вопрос взаимного доверия и взаимного уважения людей. Мы ведь ищем одно и то же. Бог един. И если уж высшие церковные иерархи находят возможности встречаться и обсуждать какие-то вопросы, то мы и подавно должны искать точки соприкосновения.
Почему ещё я в это верю? Родился в такой стране. Россия — империя. Здесь есть все основные мировые религии. Но мы все уживаемся. У нас ведь не было таких религиозных войн, как на Западе. В России есть большой задел: веротерпимость, которая уже перерастает в вероуважение.
Житие вне времени
— В новой книге вы использовали новые для себя творческие приёмы. Какие ещё формы для вас интересны?
— Мне интересен жанр жития, и хотелось бы написать современное житие. Те, что мы знаем, не соответствуют по форме нынешнему восприятию. Однако я думаю, что житие святого — это вне времени и пространства: как человек свои грехи осознаёт и изживает. Просто нужно подать так, чтобы было интересно.
Может быть, удастся реализовать этот замысел в следующей книге. А роман, над которым работаю сейчас, — «Крымский мост» — несколько другой. Он о крупном духовном подвиге народа. О том, как его воля выражается, как правители должны её исполнять. Хочу раскрыть эту тему и написать обязательно интересно и легко.
Смотрите также:
- Ольга Кормухина: «То, что льется с экранов, СМИ - это духовный фастфуд» →
- Григорий Остер: «С возрастом растет количество нелюбви» →
- Актриса Ольга Будина: «Надо ограждать себя от негатива» →