Ян Арлазоров родился в Москве 26 августа 1947 года в еврейской семье. Мейер Самойлович Шульруфер, его отец, был адвокатом, участником Великой Отечественной войны, Раиса Яковлевна Арлазорова, мать артиста, — врачом-хирургом. С детства Ян часто бывал в театре: его двоюродный дед был актёром Театра имени Вахтангова. С ранних лет часто бывая за кулисами и слушая рассказы родственника, Ян тоже захотел стать артистом.
В 1965 году он начал учёбу в Театральном училище им. Щукина. Там же познакомился с Ёлой Санько. После нескольких месяцев ухаживаний Ян сделал Ёле предложение руки и сердца. Но вместо счастья Арлазорова ждал удар: в день свадьбы невеста убежала с режиссёром, который пообещал ей хорошую роль. Несмотря на предательство, Ян долгое время ждал Ёлу, и она вернулась к нему, поняв, что режиссёр оказался всего лишь обманщиком. Но, вероятно, права пословица «начало — всему венчало». Семья, которая начиналась с трагедии, была просто обречена на несчастье. Ян не мог найти работу, из-за чего часто срывался. А вот у Ёлы в кинематографе карьера стала складываться на редкость удачно, она снималась в картине за картиной: «Здравствуй, это я», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Легенда о Тиле». А после выходившей на экраны много лет эстрадно-развлекательной юмористической телепередачи «Кабачок „13 стульев“», где артистка исполняла пани Ванду, Ёлу Санько знал уже каждый в стране.
Супруги надеялись, что рождение дочери скрепит их семью. На свет появилась Алёна. Но ссоры и конфликты между молодыми родителями только ещё больше начали набирать обороты. Ян искал себя в искусстве, пробовал себя в самых разных жанрах. А Ёла требовала, чтобы муж приносил регулярно зарплату домой и помогал в воспитании дочери.
Усугубляло положение вещей ещё и то, что жила молодая семья в однокомнатной квартире вместе с родителями Яна. В итоге Арлазорову стало настолько некомфортно дома, что он «пошёл на сторону». Но Ёла, которая и сама в самом начале отношений изменила мужу с режиссёром, посчитала неверность Арлазорова последней каплей в бочке негатива их семейной жизни. Актриса с крошечной дочкой ушла «в никуда». Жила на вокзалах, потом, ничего никому не сказав, уехала во Львов, где ей предложили играть в труппе Драматического театра Прикарпатского военного округа. Жила в гримёрке. На нервной почве у неё выпали все волосы, на сцену приходилось выходить или в париках, или в платке.
Всё это время Ян и его родители искали Ёлу, отцу и бабушке с дедушкой хотелось увидеть Алёну. Как рассказывают коллеги Яна Маеровича, артист драматически переживал разрушение своей семьи и потерю дочери, очень винил себя, на нервной почве началась бессонница и проблемы со здоровьем.
Бывшие супруги не общались почти четверть века: до самой смерти Арлазорова. А вот с дочерью Алёной юморист не раз пробовал наладить общение. Когда Алёна Санько поступила на юридический факультет на платное отделение, именно отец оплачивал ей дорогое обучение. В это время Ян Маерович и Алёна достаточно активно общались, Арлазоров полагал, что нашёл наконец-то контакт со своим единственным ребёнком. Но, как только учёба закончилась, Алёна перестала общаться с отцом.
Как рассказывают коллеги Арлазорова, его семейная драма не давала покоя артисту много лет. За кулисами его видели очень грустным, часто артиста настигала депрессия. А вот на сцене он так смешил всех, что зрители плакали от восторга. После 30 лет службы в Театре имени Моссовета Арлазоров стал выступать с номерами в сборных концертах. Именно Яну Маеровичу одному из первых среди советских артистов пришла мысль вовлекать в свой номер публику. Он импровизировал блистательно, зрители были его соавторами, поэтому каждый выход на сцену Яна Арлазорова становился незабываемым для зала. Как признавался актёр, удерживание внимания двухтысячного зала требовало от него невероятного напряжения, «рубашка всегда мокрая».
На вопросы о личной жизни Ян Арлазоров всегда отвечал: «Как это я не женат? Я женат на своей работе». После одной трагедии в семейной жизни Ян Маерович больше не хотел рисковать.
Личные переживания и перенапряжение на работе дали о себе знать. Врачи диагностировали у актёра рак. Но, несмотря на запрет нагрузок, Арлазоров не только продолжил выступления, но и мог пройтись на руках по сцене.
В марте 2009 г. после продолжительной болезни Яна Арлазорова не стало. Незадолго до смерти он просил о встрече с бывшей женой и дочерью. Они не пришли. Но на похороны дочка Алёна, в отличие от Ёлы Санько, всё-таки пришла. Через некоторое время о Яне Маеровиче был снят документальный фильм с очень говорящим названием: «Ян Арлазоров. Народный мужик России».
Смотрите также:
- Разбитые мечты. Как Елизавета Никищихина пожертвовала ребенком ради ролей →
- «Нет минусов, святой человек». Как Ольга Остроумова шла к своему счастью →
- «Я не был талантливее других». Тихое счастье Георгия Тараторкина →