В Выборге на фестивале «Окно в Европу» был представлен фильм «Облепиховое лето» режиссера Виктора Алфёрова о жизни Александра Вампилова. Драматурга сыграл известный актёр Андрей Мерзликин. Он рассказал АиФ.ru о том, с какими страхами боролся, приступая к роли.
Ольга Шаблинская, АиФ.ru: — Андрей, авторы фильма «Облепиховое лето», презентуя ленту на фестивале, сказали, что выражают вам огромную благодарность за участие и ваше согласие много для них значит. Выходит, вы не сразу согласились на роль Вампилова?
Андрей Мерзликин: — Не могу сказать, что мечта каждого актера — это сыграть великого человека. Но у всех артистов такая творческая фантазия тем не менее есть: прикоснуться к личности, не просто изучить жизнь человека по картине, написанной сценаристом, а сделать реконструкцию событий. Тем более — если ты его уважаешь. Я на себя и свои успехи в профессии смотрю трезво, поэтому заранее слышал голоса людей: «Мерзликин с ума сошёл! Играет Вампилова!» Поэтому я отказывался максимально долго. Но... есть такая фраза: «Нас соблазняли королевой». (Смеётся) Автор сценария Ольга Кузмина-Погодина сделала все возможное, чтобы снять с меня стресс и избавить от переживания и сомнений по поводу того, могу я играть Вампилова или нет. Так что благодаря сценаристу я вступил в эту реку. Да и режиссёр, дебютант Виктор Алфёров, никого не видел в этой роли, кроме меня. Я люблю картины дебютантов, потому что сам когда-то был им. Я, кстати, хочу сказать, что Алфёров родился в том же месте, где и великий драматург, впитал в себя все эти пейзажи, обычаи, жил этой жизнью и знает о том, о чем мы в кино говорим. Тема писательства. Тема Байкала. Тема простого человека, каким был сам Вампилов.
Когда читаешь его пьесы, чувствуешь, что это был великий драматург. Но в жизни-то Вампилов был обычным человеком, которого волновала судьба таких же, как он, обычных маленьких людей. И пьесы свои он и про себя тоже писал. И не про себя хорошего, а про себя разного. Он с раскаянием рассказывает о том, что обычно люди прячут. У нас ведь сегодня в Инстаграме все любят показать, как классно они живут. И прячут все неудачи, проблемы. Не хочется, чтобы другие видели твои провалы. А Вампилов это всё вынес на сцену. И этим произвёл революцию. Не зря же о нем сказали, что Вампилов — это Гагарин русской драматургии.
Убеждён: очень важно снимать кино про больших художников, больших людей нашей страны. Не нужно подгадывать к юбилею, не нужна какая-то дата специальная, чтобы делать картины про таких личностей. Кино надо использовать как способ общения человека с человеком. Нам порой сложно книгу-то прочитать. Не говоря уже о том, что читать письма известных людей. А здесь в основу фильма положены именно письма. К слову, и сам Вампилов уверял, что именно письма дают ключ к пониманию его произведений.
— В картине очень подробно показывается смерть Вампилова, как он захлебывается, тонет в Байкале, как мертвого драматурга вытаскивают на камни... Для чего такие физиологические подробности?
— Этот же вопрос я задавал режиссеру. У меня есть определённые художественные предпочтения, я не сторонник физиологических подробностей: это касается и фильмов про войну, и любых других. У меня от таких сцен странные ощущения. К тому же очевидцев той трагедии нет, приходится додумывать, как всё было. Друг, с которым Вампилов был тогда в лодке, тоже ушёл в лучший из миров. Поэтому насчёт смерти Вампилова есть очень много домыслов. Но режиссеру, наверное, для большего драматизма были очень важны подводные кадры. Алферов на этой сцене настаивал, поэтому я согласился это сделать, несмотря на то, какая температура в Байкале. Кто знает, тот меня поймёт. (Смеётся) Там больше 4 минут невозможно провести... А мы в озере просидели столько, что что-то соображать, быть адекватным было очень тяжело. Но режиссёр ставит задачи, а мы должны их выполнять. Эта сцена в воде даёт определённый посыл: вот как нелепо можно уйти из жизни в 35 лет. За два дня до юбилея. Дата жизни — дата смерти, все сошлось. Получилось, что он был настоящим драматургом и жизнь его сложилась так, что про него самого можно снять фильм.
— Для вас важно, чтобы «Облепиховое лето» победило на фестивале «Окно в Европу»?
— Честно? Мне гораздо важнее, что публика скажет. Наверное, режиссеру важно какие-то награды получать, но актёр всегда думает о зрительском признании. А призы жюри — это приятные бонусы, не более того. Но фестивалю «Окно в Европу» я хочу сказать спасибо за то, что в 2003 году именно в Выборге в первый раз показали фильм «Бумер» Петра Буслова. Картина тогда получила спецприз жюри «За дебют».
Смотрите также:
- Режиссёр фильма «Про любовь» Анна Меликян: «Меня достала тема любви» →
- Борис Хлебников: «Было очень стыдно от того, как хотелось приз» →
- Актриса Дарья Екамасова: «Эра мужчин заканчивается» →