Андрей Дементьев: «Культура брошена на добрые и нежные руки энтузиастов»

Анд­рей Дементьев. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

«Это хороший признак: если публика вновь стала ходить на поэтические вечера, значит, у нас просыпается совесть!» — уверен поэт Анд­рей Дементьев.

   
   

Годы бескультурья

Юлия Шигарева, «АиФ»: Андрей Дмитриевич, этот год объявлен в России Годом культуры. Но вернёмся в наши дни. Не поздно ли власть обратила внимание на культуру? Инициатив в этой области предостаточно, но выйдет ли из них толк?

Досье
Андрей Дементьев, поэт, лауреат Госпремии СССР, родился в 1928 г. в Твери. В 1952 г. окончил Литературный институт им. А. Горького. В течение 10 лет был главным редактором журнала «Юность». Издано более 50 книг его стихов.
Анд­рей Дементьев: На заседании в Совете Федерации, посвящённом Году культуры, Никита Михалков хорошо пошутил: «Почему Год культуры объявляем? У нас что, остальные годы были сплошное бескультурье?»

Этот вопрос Никита Сергеевич задал неслучайно. Отношение к культуре со стороны власти довольно прохладное. Хотя в самое последнее время к этому стали относиться внимательнее. На Литературном собрании, которое прошло в ноябре прошлого года, Владимир Путин говорил о русском языке, о том, что ему надо уделять больше внимания. Это всё хорошо! Но прежде всего выделите из бюджета больше денег на развитие культуры. Эти средства идут не только на зарплаты музейным работникам, библиотекарям. Это ещё и содержание наших музеев, домов, которые связаны с именами великих людей.

— И в каком они состоянии?

— Часто — в ужасном, потому что сегодня, к сожалению, самое дорогое — не память, а земля и здание. Исторические особняки передаются частным лицам. Я еду иногда по Москве и поражаюсь: лучшие здания принадлежат банкам, корпорациям. Им это приносит прибыль — я понимаю. Но народ в целом это делает беднее. Прежде всего духовно. Такое положение дел меня беспокоит, так же как беспокоит и другое. Я читаю в «АиФ» о том, как читатели собирают деньги на лечение больных детей, и думаю: конечно же, наш народ добрый. И газета делает большое дело. Но почему государство считает себя вправе в таких случаях отойти в сторону и всё отдавать на откуп нашему отзывчивому народу? У него и так проблем хватает.

Андрей Дементьев рассматривает «Книгу для детей» на официальном открытии выставки «Экспериментальное искусство детской иллюстрации в России (ХХ-ХХI век)» в Нью-Йорке. 2012 год. Фото: РИА Новости / Валерий Левитин

Вот так и с культурой. Культура тоже брошена на добрые, нежные, сильные руки энтузиастов. А само государство об этом заботится мало.

   
   

Деньги решают всё?

— Я даже примерно представляю, почему так происходит. Тот класс эффективных менеджеров, который сегодня у руля в том числе и культуры, на всё смотрит с позиции получения прибыли.

— Но во все века и везде культура была на дотации. Она не даёт прибыль денежную. Она и не должна этого делать. Культура должна давать прибыль духовную — в этом её назначение. А у нас всё с ног на голову поставили. Вот сейчас у меня на родине, в Твери, открыли первый в стране Дом поэзии, дали ему моё имя. Мы проводим там поэтические вечера, вечера памяти артистов и поэтов. Люди тянутся к этому. Но!.. Я худрук этого дома, что могу, то и вкладываю в него. А по уставу мне положено дать прибыль государству 500 тыс. рублей в год. На чём?! Там заль­чик на 20-30 человек, приходит туда публика небогатая. И что, мне теперь водку в кафе продавать, чтобы эту прибыль получить? Я не понимаю! Такие дома не должны зарабатывать деньги — они должны заниматься пропагандой искусства, литературы, поэзии.

И такие глупости на каждом шагу. И обязательно это должно ударить по писателю или музыканту. Да просто по людям, которые считают себя причастными к культуре. Когда я смотрю, какие зарплаты получают музейщики, — это позор! Что это такое — 0,7% от бюджета в культуру такой страны, как Россия! О чём говорить?

— Именно об этом! Ведь в мире давно убедились: содержать те же самодеятельные детские оркестры государству дешевле, чем тюрьму.

— К сожалению, мы вступили в такую полосу, когда деньги решают всё. Дошли до того, что сегодня зарабатывать начинают на всём — на здоровье, на смерти. Лишь бы урвать.

Поэтому в Год культуры мы должны прежде всего думать о том, как будем воспитывать, вернее, перевоспитывать тех, кто видит в культуре только заработок.

Художественный руководитель «Ералаша» Борис Грачевский, поэт Андрей Дементьев и телеведущая Лариса Вербицкая на презентации дебютного альбома Бориса Грачевского «Я тебя люблю» в Москве. 2011 год. Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Мне могут возразить: «Ну и что? Если увеличится число людей, которые будут много читать, ходить в музеи, наша жизнь от этого станет лучше?» Да, будет лучше! Приведу простой пример. В одной из своих программ, которые я веду на радио уже 11 лет, я поднял вопрос об освобождении Ходорковского. Вы не представляете, сколько было звонков, полных злобы! «Он нас обокрал! Пусть сидит!» Но ведь русский человек всегда был милосерд­ным — даже к врагам, даже к тем, кто совершил преступление. Именно этому милосердию учили нас и наша история, и литература. И Господь Бог. А сегодня страна полна злобы. И озлобленность эта во многом объясняется тем, что, с одной стороны, люди плохо живут, а с другой — тем, что они необразованны и дремучи. Потому что человек образованный открыт к сочувствию. Красота, музыка, живопись, поэтическое слово делают его добрее. «Красота спасёт мир» — когда-то написал Достоевский. Красота воспитывает в нас добро, свет, милосердие, соучастие. А если культура проходит мимо человека... По­смотрите, как много у нас стало преступлений, — никогда такого не было! В разы увеличилось число преступлений, совершённых против человека, — убивают, насилуют! У меня не идёт из головы история этой банды из станицы Кущёвская... И тут я занимаю предельно жёсткую позицию: я за смертную казнь по отношению к тем людям, которые убивают и насилуют детей, к террористам, которые отнимают десятки жизней.

Так вот, возвращаясь к теме о том, что культура даст обществу, — она многое даст. Человек образованный, начитанный порой и не замечает, как внутренне меняется под воздействием книг. Я знаю, что никогда не позволю себе — потому что так воспитан — поднять руку на женщину, на ребёнка. Или — не дай Бог — своровать. И так каждый, кто мне брат или сестра по духовному единению. Я не слышал, чтобы доктора наук, учителя, библиотекари сидели в тюрьмах за убийство или насилие.

Президент России Дмитрий Медведев во время вручения ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени поэту Андрею Дементьеву на торжественной церемонии вручения государственных наград в Екатерининском зале Кремля. 23 декабря 2008 года. Фото: РИА Новости / Михаил Климентьев

И когда мне с экрана говорят: «Мы самая нефтедобывающая страна! Мы самая богатая газом страна! Это народное достояние!»... Да пошли вы к чёрту! Какое народное достояние, если вы все эти деньги кладёте себе в карман?! Когда это было народным достоянием, доходы от продажи той же водки, неф­ти, газа, золота шли в казну, и тогда обслуживание медицин­ское было бесплатным. И образование было бесплатным. Я же помню это хорошо. Я прожил жизнь долгую, застал и Сталина, и Хрущёва, и Брежнева.

— Так, может быть, в Год культуры вам и вашим коллегам по культурному цеху — умным, опытным, авторитетным — собраться и принять программу «365 дней»? И заставить власть выполнять её.

— Да мы тем, кто на самом верху, рассказываем обо всём этом, конечно. И что-то сдвигается.
Но культура ведь держится не на речах. У меня стихи есть: «Культура держится не на речах, не на чиновничьем всесилии, а на усталых держится плечах великих тружениц России». Вот пока женщины несут на себе эту ношу, культура не умрёт.

Понимаете, интеллектуальное богатство наше копилось веками. А сегодня оно оказывается не нужно. На Литературном собрании президент сказал, что 40% россиян не берут в руки книгу. А я скажу: 60%! А что такое — не брать в руки книгу? Это значит, что ты будешь жить на уровне потребителя, производителя, дремучего обывателя. На том уровне, на котором культуры не существует. А надо делать наоборот — чтобы в стране росли не разборчивые потребители, а нормальные мальчишки и девчонки, которые знают, что такое хорошо и что плохо, что прекрасно, а что подло. Потому что хорошо когда-то сказал Сергей Владимирович Михалков: сегодня они — дети, а завтра — народ.

Московский поэт Андрей Дементьев выступает на праздновании 180-летия со дня рождения А. С. Пушкина. 1979 год. Фото: РИА Новости/А. Соломонов

Часто на своих встречах с читателями я вижу молодых людей, умных, образованных, талантливых — у меня так тепло на душе! Это хороший признак: если публика вновь стала ходить на поэтические вечера, значит, у нас просыпается совесть! Или когда смотрю передачу «Умники и умницы» Юрия Вяземского, думаю: «Нет, не погибнем! Всё будет нормально. Просто сейчас у нас трудный период». Я верю, что, если эти ребята когда-нибудь придут к власти, это будет очень хорошо для страны.