Акварельная симфония. В «Царицыно» проходит выставка Сергея Андрияки

Сергей Андрияка. © / Из личного архива

В одиннадцати залах в Большом дворце музея «Царицыно» представлено более 500 работ Сергея Андрияки. Его работы пронизаны внутренним светом и лёгкостью. Удивляют размеры многих полотен. Зрители видят не только пейзажи и цветы, а судьбу человека, бесконечную дорогу творческой жизни. Многие картины созданы художником по памяти. Все работы мастер делает без прорисовки. За годы жизни Андриякой созданы десятки тысяч работ. Проведено более 1000 выставок как в России, так и за рубежом. 

   
   

Достичь совершенства 

Ольга Владимирова, «АиФ»: Сергей Николаевич, как вы сказали в интервью, эта экспозиция - своеобразный отчёт к 60-летию. Любая ваша работа отражает тот или иной жизненный период?

Сергей Андрияка:  В творчестве всегда так. Это как бы иллюстрации твоей жизни. Работы раннего периода объединены чистотой и возвышенностью. Период устремлений, надежд и подъёма. Период, когда было огромное желание подражать мастерам. Хотелось достичь совершенства. Особый аромат от этих работ... Это светящиеся картины «Петушок», «Дашенька». 

Затем последовал особый период, когда я учился в вузе. Это период поиска духовного содержания. И, наконец, дипломная работа «Вечная память. На поле Куликовом». В этот период мне хотелось выразить вечность. Больше углубляешься в свой внутренний мир. А в 1988 г. у меня родилась первая дочь. Весь период я бы назвал возвышенным, светлым, поэтическим. Какого-то особого цвета. Такой период больше никогда не повторится. Именно тогда появились такие работы, как «Цветение новой жизни», «Середина лета».

- От вашей выставки интересное впечатление - оказалось, дворцовое пространство очень подходит под вашу экспозицию. 

- Да, все работы приобрели особое звучание. Я же не специально их писал для этих залов, интерьеров. А получилась удивительная гармония. Я увидел уникальную органику с этим дворцом...

- Вы признанный мастер акварели. А сколько времени уходит на создание одной работы?

   
   

- Это очень абстрактно. В моей коллекции есть много огромных полотен, которые требуют серьёзной и детальной проработки. Есть и небольшие работы, требующие вдумчивой и тоже продолжительной работы. А можно сделать и быстро. Так, например, мастер-классы, которые я всегда провожу на всех своих выставках бесплатно для всех желающих, где можно увидеть, как я работаю, длятся три часа. И за этот период на глазах у всех рождается моя очередная картина. Приведу ещё пример. «Пожар в Манеже». Пожар, который возник накануне того дня, когда я должен был завозить выставку не только своих работ, но и педагогов школы и детей. Всего около 4500 работ. И это всё могло бы сгореть. Но каким-то чудом мы не успели завезти экспозицию. Для меня это был шок, и я не мог не изобразить это событие. Для художника одна из форм снятия напряжения  - изобразить происходящее в жизни. Не всегда это получается в прямой форме, как в случае с Манежем. Но мне тогда было просто необходимо, чтобы успокоиться. И, кстати сказать, люди, которые занимаются искусством, знают, что в таком состоянии происходит сосредоточение, внутренняя концентрация, как бы задерживается дыхание. И это, между прочим, полезно для здоровья. Такую же параллель я могу провести и с музыкой. Когда музыкант музицирует, весь негатив сбрасывается.

«Водопад в Норвегии», 2007 г. Сергей Андрияка. репродукция

Гармония музыки и цвета

- В одном из интервью вы говорили, что любите классическую музыку. 

- Очень. Мимо меня в своё время прошла попса и многое другое. Меня всегда интересовали хорошая классика, выдающиеся исполнители, певцы начала ХХ в. В основном я слушал пластинки. И музыку никогда не отделял и не отделяю от живописи. Они всегда были со мной вместе. В подростковом возрасте удалось посмотреть неоднократно весь репертуар Большого театра. У меня была собрана очень хорошая музыкальная фонотека. Я писал картины после спектакля, слушая, например, увертюру «Лебединого озера» или «Итальянское каприччио» П. И.Чайковского, и отзвук этой необыкновенной музыки так или иначе отражался в моих работах. В недавнее время под звуки волнующей музыки Вагнера было написано монументальное полотно «Фьорды Норвегии». Искусство очень связано между собой. Вагнера я услышал в своё время со сцены. Такая акварельная симфония получается.

Когда мне было 16 лет, в Москву приехала шведская опера. Она началась в половину седьмого, а закончилась полпервого ночи - 5 действий. Такую долгую постановку не все выдерживали и уходили. А у меня была такая жадность к искусству, что я бы и до утра сидел. Вагнера не все могут слушать и слышать. Так же, как и любить классическую живопись. Надо научиться видеть и понимать. Если человек с детства не приучен к этому, делать это гораздо сложнее.

- Особое место в вашем творчестве занимают работы с изображением святых мест. В 1980-х гг. возник цикл картин, посвящённый русским монастырям.

- Особым местом притяжения для меня и моего творчества стали Соловки. Именно там ты чувствуешь, что находишься под куполом света. Всё удивляет. Пребывая там, попадаешь в особую духовную атмосферу. 

- Какие у вас планы на этот юбилейный год?

- Их, как всегда, много. И мастер-классы, и выставки. А 23 ноября 2018 г. обязательно отметим Международный день акварели. 

«Дашенька». репродукция

История одной картины

«Дашенька» Сергея Андрияки, 1977 г.

Это портрет, имеющий удивительную историю. На нём изображена моя супруга Даша в 1977 г., когда ей было всего три годика.  

Этот год был для меня очень тяжёлым. В конце мая у меня умер отец. Наша семья дружила с семьёй школьного врача Александры Михайловны Жучковой, работавшей с моим отцом в Суриковской школе. Она ездила с нами на летнюю практику, очень внимательно, с заботой относилась к ученикам, жалела, переживала за них. И вот семья наших друзей пригласила нас к себе на дачу в Расторгуево. Мы были очень этому рады, потому что, когда умирает родной человек, трудно находиться в привычных стенах, а с близкими людьми горе переносится легче. 

Мы проводили лето на природе, среди белоснежной берёзовой рощи. Я много работал и решил написать портрет Дашеньки, внучки Александры Михайловны. Её укладывали спать в саду, и я, рассказывая ей разные истории, быстро делал портретик, пока она, открыв рот, меня слушала. Ведь детей писать надо быстро, и мне, кажется, это удалось. Она получилась очень живая, похожая - образ ребёнка в кроватке, внимательно слушающего кого-то. Так появился знаменательный для нашей семьи портрет, где моей супруге три годика. 

Потом я ещё писал её детские портретики, а когда работал над своей дипломной работой «Вечная память. На поле Куликовом», то вновь обратился к помощи Даши. Ей было годиков шесть, у неё была коротенькая стрижка под мальчика. Я надел на неё подрясник, дал в руки огромную богослужебную книгу, и она изображала мальчика-служку. 

Прошло много лет, я делал эскизы к картине «Крещение» для выставки в Манеже и пригласил Дашу позировать. Параллельно мы работали в Американском посольстве, давая уроки акварельной живописи. Даша переводила мои объяснения. А в 1995 г., когда Даша стала моей супругой, я написал её романтический портрет, а позднее большой портрет в белом, с лилиями, гармонично переплетающимися с её обликом.

На выставке проходят мастер-классы:

1 апреля - с 15.00 до 18.00; 
15, 22 апреля - с 12.00 до 15.00. 

Вход по билету. Ежедневно в 14.00 проходят экскурсии. 

Часы работы музея: вт. - пт. - 10.30-18.00, сб. - 10.30-20.00, вс. - 10.30-19.00. 

Тел. 8 (495) 322-44-33. 

Смотрите также: