- Что пожелаете женщинам на 8 марта?
- Любви. Не забывайте, что жизнь стоит того, чтобы ее любить. Я понимаю, что времена всякие бывают. Поверьте мне, и кризис пройдет, да и жизнь, к сожалению. Поэтому живите. Не забывайте о жизни.
- Какие ощущения после дебюта в большом кино? Чем обусловлен выбор именно фантастической мелодрамы?
- Предпремьерное волнение уже прошло, появился вакуум. Сейчас переваривание всего этого события. По поводу выбора материала. Естественно, большое значение имел бюджет картины. На 1 800 000 долларов блокбастер снять нельзя. Можно снять историю. Одна подходила под бюджет, там был интересный сюжет. Прочитал как зритель сценарий, он мне понравился, и пошло-поехало.
- Какая рекламная компания была у фильма? Что-то мало было слышно о картине.
- Пресловутый кризис нас зацепил на самом последнем этапе. Целевые финансы именно на рекламу, к сожалению, банк забрал. Разбираться будут продюсеры. Поэтому вся рекламная кампания была связана с газетами, с «Радио-7», с mail.ru. Рекламная кампания была достаточно креативной. Спасибо всем, кто принимал участие. Была официальная премьера, пресс-показ для журналистов, был премьерный показ для приглашенных. Сейчас картина идет в прокате. 16 апреля будет показ в Доме кино для киношной тусовки.
- Много споров разгорелось после выхода вашего фильма «Артефакт». Как вы относитесь к критике? Чьё мнение и оценка для вас ценно зрителей или коллег по цеху - профессионалов?
- По поводу критиков – людям есть тоже надо. Мне понравился отзыв в интернете, смысл которого в том, что Андрей Соколов представил «Московского жиголо», а теперь представляет «Артефакт». Посоветовал бы этому критику посмотреть, кто вообще снимает кино. Таких критиков, как я убедился, очень много. Профессионалов в любом деле мало, среди критиков – тем более. Есть люди, которым я доверяю, которые нелицеприятные вещи могут говорить, но с уважением и с пониманием предмета.
Естественно, мне очень важно именно как воспринимает зритель, потому что этот фильм делался для зрителя, это не есть какая-то самоцель – авторская кино, это кино. Картина непохожа на все остальные фильмы, в ней есть своя изюминка, что для меня очень дорого.
Наверное, коллеги по цеху – те же зрители, критики и коллеги одновременно. Они относятся к тебе как к своему цеховику, и в связи с этим относятся к тому, что ты делаешь. Если кто-то относится хорошо, он понимает, что ты кладешь на алтарь искусства свое время и здоровье. Кто относится не очень хорошо – будет говорить, что это не очень качественный продукт и так далее.
Я для себя внутренне ответил на некоторые вопросы. Процентов на 57 мы выполнили задачи. Что-то у меня получилось. Интересно мне было, да. Если мои возможности совпадут с моими желаниями, я буду снимать дальше. Определяющее мнение в итоге – микс всего, но мне перед зрителями и людьми, благодаря которым картина появилась на свет, не стыдно.
- В вашем фильме «Артефакт» звучит музыка П. Кашина. Это был сознательный выбор? Чем вам нравится этот композитор и автор песен?
- Для Паши у меня всегда в запасе самые добрые слова. Музыка в картине дает ей воздух, новый уровень. Я ему очень благодарен за это. Конечно, был сознательный выбор. Его музыку я знаю достаточно давно. Думаю, что можно по-разному относиться к картине, но то, что там сделано Кашиным – профессионально, интересно, и я надеюсь, что киномир его заметит в новом качестве и эта картина станет его путевкой жизнь как кинокомпозитора.
- Как вы выбирали актеров? Некоторых зрителей раздражает персона Насти Заворотнюк.
- Выбор актеров достаточно традиционен. Пробы. По поводу главных героев – с Сашей Лазаревым мы работаем давно в одном театре. Андрей Соколов кастинг не прошел у режиссера Соколова. Сыграл большую роль генеральный продюсер фильма. Он посоветовал на первом большом метре ограничиться режиссурой. Ему очень благодарен за этот совет. Я даже не представлял себе этот объем работы. Иногда снимаю как режиссер телевизионные картины, но телепроцесс и процесс большого кино – две большие разницы. Если бы я попробовал бы и сниматься, и снимать, на качестве это сказалось бы, безусловно.
По совету продюсера я обратил внимание на Настю. Я знал ее как театральную актрису, поначалу этот шлейф няни как-то внимание на себя забирал. Я рад тому, что, несмотря на это предубеждение пара сложилась такая, какая есть. За кажущейся Настиной пеной, связанно с популярностью, она оказалась очень профессиональным глубоким человеком. Я рад, что у нее появилась возможность показать себя в таком качестве. Если что-то не удалось, это вина режиссера, который что-то недоработал. Но я старался выкладываться на все сто. Саша меня очень порадовал в своем новом диапазоне. Был очень хороший тандем, надеюсь, эти съемки будут вспоминаться долго и с удовольствием.
- Картина «нашпигована» раскрученными именами, у вас даже эпизоды играют телезвезды. Создается впечатление, что вы делаете ставку не на собственную идею, сценарий и режиссерский талант, а на имена, которые, по вашему мнению, и в первую очередь, по мнению вашего продюсера, привлекут внимание.
- Я думаю, вы взрослые люди и сами все понимаете. Очевидно, я этим ходом привлек ваше внимание. Если бы это была самоцель, было сыграно не так, как мне хотелось, в картине их бы не было. Но было стопроцентное попадание на свои роли, они картину только украшают. А их популярность может кого-то раздражать, кому-то нравится. Людей, которые понимают, что есть профессия, а есть жизнь, больше. Надеюсь, вы кино посмотрели. Можно по-разному относиться к личностям, но в профессиональном плане там не придерешься.
- Где вам было сложнее работать: на подмостках или в кадре? Есть ли какие-то технические «изюминки», которые использовал Соколов-режиссёр в «Койке» и «Артефакте»?
- Чтобы ответить, дня не хватит. Естественно, легче быть актером. Режиссером настолько же интереснее и сложнее и ответственнее. Если говорить про «Артефакт», как показало, могу сказать, что на «Койку» приезжали делегации из медицинских институтов, чтобы понять, как работает человеческое подсознание, несмотря на то, что это спектакль, где можно от души посмеяться. Радостно, что люди уходят с перевернутым хрусталиком в душе. Самое основное сходство – и в «Койке», и в «Артефакте» у героев нет имен – он и она, метафорическая история. Закольцованность, жизнь по спирали. Если говорить о технических прибамбасах, в «Койке» потрясающий свет изначально. Экшен был сделан. В «Артефакте» технические премудрости от бедности. Когда мне нужна была вышка для съемок в Переславле – гнать из Москвы ради 30 секунд очень накладно. Звоню друзьям, есть ли у них в городе вышки. И присылают – трактор, на нем люлька. Ничего, нормально сняли кадр. С риском для жизни практически. Когда снимали в Темрюке, была жара 55 градусов, а мы еще были в ложбине. Машина не выдерживала, кондиционер не работал. Стояли с опахалом, ребят обмахивали. И так далее.
- А в вашей реальной жизни отголоски артефакта проявились? Тема уж больно мистическая.....
- Я больше вам скажу. Многие люди, которые принимали участие в картине, у них в жизни многое происходит новое и разное. Это для меня уже как данность, я отдаю себе в этом отчет. То же самое было на «Койке», на «Македонском», тем более, когда снимался в фильме «Бездна - круг седьмой». Когда залезаем на уровень подсознания, там свои законы начинают действовать. К этому можно относиться по-разному, я чувствую, что это есть. Кто-то может не обращать внимания, но «Артефакт» не отпустил до сих пор. Посмотрим, во что все выльется.
- Будет ли на DVD выпущен фильм о фильме «Артефакт»?
- Планируем полную версию картины, сейчас фильм идет 1.29. У нас есть замечательная сцена с Кузьменко, с Шукшиной. Выйдет ли фильм о фильме – это будут решать прокатчики. Хоум-видео снято на профессиональную камеру, если продюсер на это пойдет, там можно набрать интересных кадров, за ним последнее слово.
- Андрей, скажите, а когда вы займетесь новым театральным проектом?
- Если бы не «Артефакт», я бы уже спектакль поставил. У меня было в планах как раз сейчас заняться проектом, который лежит в столе 4 года. Но я сейчас плотно занят в Ленкоме, хожу с текстами пьес, учу, это занимает много времени, все мысли именно в проектах ленкомовских. Жду ответа от одного зарубежного фильма. В зависимости от этого есть в планах работа над новым спектаклем, есть пьеса, осталось только ее собрать. Нельзя сидеть на двух стульях, я выбираю чистое время, чтобы это сделать.
- Дойдут ли до зрителя (и когда) недавние ваши работы, совместные проекты с коллегами с Украины?
- За прошлый год 2007-2008 три картины были в производстве с моим участием: «Заходи не бойся – выходи не плачь», «Оттепель» и «Гувернантка». Могу сказать, я очень рад, что у меня в творческой биографии появилась картина «Оттепель». Она произвела на меня достаточно сильное впечатление, это настоящее кино. Остальные комментировать не буду. «Гувернантку» я не смотрел. Комедия проигрывает «Оттепели». Очень бы хотелось, чтобы они дошли до нас.
- Будете ли Вы еще издавать свои поэтические сборники, и будет ли переиздаваться сборник «Слова»?
- По поводу новых – надо, чтобы руки дошли. Материалы есть. Не нужно переиздавать, надо выпускать новое. Когда – вопрос риторический. Когда появится время. А когда появится… Я прикидывал, получается, что у меня до ноября все расписано, занято. Не только работой, но и намерениями отдохнуть.
- Скажите, правда ли будет продолжение «Маленькой Веры»? Честно говоря, после ремейка «Мушкетеров», с большой тревогой смотрю на такие планы?
- Мне как человеку, снимавшемуся в «Мушкетеры. 30 лет спустя», сама идея кажется беспроигрышной. Потому что поколение старшее знает про эту картину все и ведут на нее своих детей. Это бренд, уже что-то существующее само по себе. Если говорить про «Маленькую Веру», год назад я читал сценарий, и пока на этом все. Трудно загадывать.
- Андрей Алексеевич! А как вы относитесь к тому, что фильмы с вашим участием выкладываются в Интернете?
- Мне уже сказали, что «Артефакт» появился в Интернете. Я к этому отношусь философически. Единственный человек, которому удается бороться – Михалков Никита Сергеевич. А я не отношусь к этому никак. Да, обкрадывают. Если бы только в этом обкрадывали, я был бы счастлив.
- Планируете ли вы снова проводить творческие вечера?
- Творческие вечера зависят от приглашающих сторон. Сам я не занимаюсь активацией таких мероприятий. Для меня даже загадка, когда поступают такие предложения. У меня нет электронной почты, звонят обычно в театр или через знакомых. Был период, когда творческих вечеров было много.
- Вот вопрос, на который вы никогда не отвечаете. Андрей Алексеевич, расскажите о своей личной жизни.
- Я стараюсь привлекать к себе внимание своими работами. Считаю, что хоть на что-то свое я имею право.
Смотрите также:
- Режиссёр «Апостола» Юрий Мороз: «Работать с Мироновым очень легко» →
- Рашид Нугманов: «Я просто хотел почтить память Цоя» →
- Мэтт Дэймон: «С возрастом учишься играть лучше» →