Владимир Хотиненко: «Патриот» - это уже не оскорбление!

   
   

— Владимир Иванович, ваш новый фильм - это попытка объяснить рядовым гражданам, что же мы всё-таки празднуем 4 ноября, или вы пытались решить более глубокие вопросы?

— Период российской истории, называемый Смутным временем, к сожалению, оказался практически забытым. Между тем для России это был судьбоносный этап, причём более опасный и сложный, чем, например, война 1812 года. Страну могли легко «распилить» и «растащить» на кусочки. То, что этого не случилось, - чудо, сотворённое народом и героями того времени. Обидно, что об этом напрочь забыли. Я понимаю, в одном фильме невозможно всё рассказать о том периоде, тем более исторически достоверно. Но можно заинтересовать зрителя, дать общую картину.

Есть мнение, что в российской истории существует некая цикличность смутных времён. Обращение к одному из них позволяет нам убедиться в этом и задуматься.

— И как история Смутного времени XVII века перекликается с происходящим сегодня?

— Сейчас страна определённо переживает постсмутное время. Ещё совсем недавно мы могли наблюдать множество явлений, характерных для 1612 года. Например, отсутствие законной власти. Тогда, в конце XVI века, со смертью царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, пресеклась династия Рюриковичей, считавшаяся Богом избранной. Встал вопрос: как теперь «угадать» волю Божью? И в конце концов решили: «Глас народа - глас Божий». Царя теперь будут избирать. Как ни странно, мало кто знает, что в России в те далёкие времена начались предвыборные кампании, «чёрный пиар», заманчивые обещания, заигрывания с электоратом. Появились партии и депутаты, которые лоббировали свои интересы в Боярской думе. Всё как у нас сейчас! Известно, что в предвыборном списке на трон было не менее 10 человек, и малолетний Михаил Романов значился в нём далеко не главным претендентом.

   
   

Другая примета Смутного времени - большое количество авантюристов, мошенников и тех, кого сегодня называют «новыми русскими». В начале XVII века появляются олигархические образования при власти, самозванцы. Одних только Лжедмитриев было несколько! В нашем фильме мы показываем, что 1612 год не так далёк от нас, как кажется. И хотя говорят, что история никого ничему не учит, я надеюсь, благодаря многократному повторению пройденного однажды мы усвоим кое-какие уроки.

Футбол - символ единства

— 4 ноября объявили праздником всего три года назад. Насколько, по-вашему, такое манипулирование историей опасно для общества?

— К сожалению, историей манипулируют всегда и все. Романовы, например, когда им нужно было создать свою мифологию, использовали историю подвига и гибели Ивана Сусанина. Как там всё было на самом деле и было ли вообще, никто достоверно не знает. Однако есть красивый миф, есть опера «Жизнь за царя». Вот невыгодно американцам ворошить тот факт, что они истребили индейцев и заняли их земли, так они его всячески замалчивают.

А что касается праздника 4 ноября, то тут как раз особого передёргивания нет. Этот день в России отмечался несколько столетий как праздник Казанской иконы Божией Матери. Приживётся 4 ноября в сознании народа - хорошо. Не приживётся - ну что ж... По крайней мере, людям напомнили о чрезвычайно важном периоде российской истории.

— Вам не кажется, что в условиях, когда единства в обществе особо не наблюдается, название праздника - «День народного единства» - звучит как издёвка?

— Как же не наблюдается?! Вы видели, что творилось на футболе, когда наши играли с Англией? Когда-то мне задали вопрос: «По каким признакам можно будет понять, что наше кино начинает возрождаться?» Я ответил: «Вот как увидите полные трибуны на стадионе, будьте уверены - и кино начинает оживать». Футбольные трибуны - это лакмусовая бумажка процессов, происходящих в обществе. Полупустой стадион - первый признак разобщённости. Да, говорить об абсолютном единении народа ещё очень рано. Но главное - есть начало! Ещё недавно слово «патриотизм» было почти ругательным, употреблять его считалось дурным тоном. Сейчас уже к нему относятся спокойнее. На днях один футболист в интервью говорил о том, что ещё года три назад, надевая майку России, многие спортсмены не испытывали никакого чувства гордости и ответственности. А сейчас эти чувства возвращаются. Процесс единения, безусловно, начался, и дай бог, чтобы его темпы только нарастали. Но, к сожалению, в России не бывает ровных дорог.

Смотрите также: