«Фильмы-процарапки»
Семейная пара художников – Борис Казаков и Марина Алексеева – живёт в деревянном доме на самой окраине Петербурга, в посёлке Коломяги. В начале прошлого столетия этот дом принадлежал семье гробовщика. Затем был переоборудован под коммуналку. Сначала художники ютились в одной маленькой комнате, теперь снимают весь дом, который стал ещё и мастерской.
При входе в дом художников кажется, что вы попали в одну из питерских неформальных
Среди остальных комнат нетрудно распознать мастерскую Бориса – всё её пространство заставлено видеотехникой. На столе, на полу, на окне и даже на трубе камина – целлулоидная плёнка. В
Художник рисует свои мультфильмы цветными карандашами и фломастерами прямо на плёнке. Иногда Борис берёт плёнку со старыми
Оборудование с помойки «Ленфильма»
Все мультфильмы Бориса – яркие короткометражки. Чем ярче, тем лучше: цветы и деревья в мультфильмах художника превращаются в людей, люди в животных – так происходит в работах «Стрекозы» и «Собака». Обычно в фильмах Бориса нет логического заключения, часто нет даже сюжета: «Я оставляю право зрителю самому додумать смысл моего фильма. А если люди при просмотре моих работ думают – это высшая награда для меня».
Возможность додумать смысл мультфильмов художника представляется немногим зрителям – Борис не распространяет свои работы и редко участвует в выставках. В основном, о его творчестве знают только друзья и знакомые Бориса. Несколько его работ попало в социальные сети. Среди них – клип на песню Виктора Цоя «Саша».
Борис любил рисовать с самого детства – рисовал комиксы для развлечения одноклассников. Чтобы зарабатывать деньги, после школы обучался по технической специальности и недолго проработал на заводе. Затем познакомился с художниками, работал в мастерской, писал картины. Попробовал себя в качестве аниматора, и это занятие увлекло Бориса.
Знакомые с «Ленфильма» отдали Борису оборудование послевоенных времён, которое уже собирались выбрасывать на помойку. Мультипликационный станок – прибор для покадровой съёмки рисунков – привезли из Кирова. Плёнку друзья художника привозили ему
«Это вам не „Том и Джерри“»
Художник не хочет навязывать никому свои работы, он делает их для себя: «Свои диски у метро я раздавать не буду, да и не умею, – объясняет Борис, – в социальных сетях не состою. У меня нет такой цели – получать заказы. Хочется просто заниматься творчеством. Клип на песню Виктора Цоя – редкий пример заказной работы, которой я могу гордиться. Кто захочет, узнает о моём творчестве и сам придёт. Вы же узнали».
Бывает, на создание одного фильма уходит больше года. Всего у Бориса около двадцати готовых работ и много заготовок. Иногда к художнику приходят ученики, узнавшие о нём от других художников: «Один раз пришла девчонка лет
Друзья Бориса до сих пор продолжают приносить художнику технику. Не так давно в его доме появился лайтбокс – приспособление, модное на современных выставках. Лайтбокс представляет собой вытянутый ящик, похожий на небольшой шкаф с экраном в центре. В лайтбокс встраиваются декорации, а зеркальный экран проецирует на них любое изображение. Супруга Бориса сделала декорации в виде комнаты, а потом сняла Бориса на камеру.
Теперь трёхмерный Борис под зажигательную музыку гуляет по игрушечной комнате, смотрит телевизор и лежит на диване. В эти же декорации можно спроецировать и другое изображение – например, концерт группы «Beatles» или извержение вулкана.
Если мысли путаются, их надо зарисовать
Для некоторых своих фильмов Борис создаёт эскиз на компьютере, но художнику больше нравится работать с плёнкой. «В этом есть своя романтика», – уверен Борис. За современной мультипликацией Борис не следит. Техника «скретч» сейчас не модна. Она использовалась в фильме «Броненосец Потёмкин» – флаг на корабле закрашен красным карандашом на плёнке. В «Белом солнце пустыни» нарисован выстрел из пистолета, а в фильме «Весёлые ребята» рассыпаются нарисованные искры. Рассказывая это, Борис увлечённо работает с плёнкой.
На столе лежат несколько катушек. Художник быстро перематывает их, разрезает, склеивает скотчем. Замечает несколько нераскрашенных кадров. Берёт голубой фломастер для неба, затем зелёный – для травы: «Для мультипликатора главное не что он рассказывает, а как, – считает Борис, – мне достался мешок слайдов от человека, который ездил по всей Европе и фотографировал. Я посмотрел слайды – какие они скучные!».
У каждого фильма Бориса своя история создания. Художник заметил, что обычно создаёт свои работы после сильного эмоционального потрясения. Например, мультфильм «Стрекозы» возник после инсульта Бориса: «Делать было нечего, – вспоминает художник, – ходил по дому, в голову лезли и путались всякие мысли, и я решил их зарисовать. Обычно у меня в каждом фильме разные персонажи, но белочек я использую практически в каждой работе».
Любимых художников у Бориса много: «Если я возьму картину «Грачи прилетели» и буду в неё
Смотрите также:
- Флорийская мозаика: нижегородский художник рисует листьями и строит церкви из манки →
- Демон живописи. При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором →
- Художник-партизан. Как раскрыли имя скандального граффиста Бэнкси →