На старой плёнке: питерец Борис Казаков вручную рисует мультфильмы

Фото Яны Раловец

«Фильмы-процарапки»

Семейная пара художников – Борис Казаков и Марина Алексеева – живёт в деревянном доме на самой окраине Петербурга, в посёлке Коломяги. В начале прошлого столетия этот дом принадлежал семье гробовщика. Затем был переоборудован под коммуналку. Сначала художники ютились в одной маленькой комнате, теперь снимают весь дом, который стал ещё и мастерской.

   
   
Фото Яны Раловец

При входе в дом художников кажется, что вы попали в одну из питерских неформальных арт-галерей: стены с пола до потолка завешаны рисунками, старинными фотографиями и яркими плакатами. В одной из комнат – гипсовое лицо Юрия Гагарина с солнечными очками на лбу и табличкой «Гипнозу не поддаётся». В шкафах стоят многочисленные белки всех видов и размеров – коллекция художников насчитывает около 300 экземпляров.

Фото Яны Раловец

Среди остальных комнат нетрудно распознать мастерскую Бориса – всё её пространство заставлено видеотехникой. На столе, на полу, на окне и даже на трубе камина – целлулоидная плёнка. В 90-ых годах художник начал осваивать технику «скретч» – «процарапка», как ласково называет её сам Борис.

Художник рисует свои мультфильмы цветными карандашами и фломастерами прямо на плёнке. Иногда Борис берёт плёнку со старыми чёрно-белыми фильмами и врисовывает туда цветных персонажей – так появился фильм «Птенцы моря», где Борис дорисовал детям на плёнке танкистские шлемы, космические ракеты и очки лётчиков.

Оборудование с помойки «Ленфильма»

Все мультфильмы Бориса – яркие короткометражки. Чем ярче, тем лучше: цветы и деревья в мультфильмах художника превращаются в людей, люди в животных – так происходит в работах «Стрекозы» и «Собака». Обычно в фильмах Бориса нет логического заключения, часто нет даже сюжета: «Я оставляю право зрителю самому додумать смысл моего фильма. А если люди при просмотре моих работ думают – это высшая награда для меня».

Возможность додумать смысл мультфильмов художника представляется немногим зрителям – Борис не распространяет свои работы и редко участвует в выставках. В основном, о его творчестве знают только друзья и знакомые Бориса. Несколько его работ попало в социальные сети. Среди них – клип на песню Виктора Цоя «Саша».

   
   

Борис любил рисовать с самого детства – рисовал комиксы для развлечения одноклассников. Чтобы зарабатывать деньги, после школы обучался по технической специальности и недолго проработал на заводе. Затем познакомился с художниками, работал в мастерской, писал картины. Попробовал себя в качестве аниматора, и это занятие увлекло Бориса.

Фото Яны Раловец

Знакомые с «Ленфильма» отдали Борису оборудование послевоенных времён, которое уже собирались выбрасывать на помойку. Мультипликационный станок – прибор для покадровой съёмки рисунков – привезли из Кирова. Плёнку друзья художника привозили ему из-за границы – в нашей стране её давно перестали производить. По мнению Бориса, важен не возраст и вид оборудования, а принцип его работы: «Можно воткнуть два рельса в землю и с них запустить ракету «Катюша», – улыбается Борис, – так же и с моей техникой: худо-бедно работает, это главное».Так мастерская Бориса наполнилась всем необходимым, и художник погрузился в творчество.

«Это вам не „Том и Джерри“»

Художник не хочет навязывать никому свои работы, он делает их для себя: «Свои диски у метро я раздавать не буду, да и не умею, – объясняет Борис, – в социальных сетях не состою. У меня нет такой цели – получать заказы. Хочется просто заниматься творчеством. Клип на песню Виктора Цоя – редкий пример заказной работы, которой я могу гордиться. Кто захочет, узнает о моём творчестве и сам придёт. Вы же узнали».

Фото Яны Раловец

Бывает, на создание одного фильма уходит больше года. Всего у Бориса около двадцати готовых работ и много заготовок. Иногда к художнику приходят ученики, узнавшие о нём от других художников: «Один раз пришла девчонка лет 15-ти, – рассказывает Борис, – попросила научить её бескамерной мультипликации. Я ей всё показал, объяснил. Она сразу поняла, что к чему, у неё отлично получилось. А пришла ещё одна девушка – учится на художника – стала рисовать. Я смотрю, у неё ничего не получается, она не понимает техники. Целый день сидела, ничего толкового не вышло. Нужно понимать, что это не мультфильмы в классическом представлении. Это не «Ну, погоди!» и не „Том и Джерри“».

Фото Яны Раловец

Друзья Бориса до сих пор продолжают приносить художнику технику. Не так давно в его доме появился лайтбокс – приспособление, модное на современных выставках. Лайтбокс представляет собой вытянутый ящик, похожий на небольшой шкаф с экраном в центре. В лайтбокс встраиваются декорации, а зеркальный экран проецирует на них любое изображение. Супруга Бориса сделала декорации в виде комнаты, а потом сняла Бориса на камеру.

Фото Яны Раловец

Теперь трёхмерный Борис под зажигательную музыку гуляет по игрушечной комнате, смотрит телевизор и лежит на диване. В эти же декорации можно спроецировать и другое изображение – например, концерт группы «Beatles» или извержение вулкана.

Если мысли путаются, их надо зарисовать

Для некоторых своих фильмов Борис создаёт эскиз на компьютере, но художнику больше нравится работать с плёнкой. «В этом есть своя романтика», – уверен Борис. За современной мультипликацией Борис не следит. Техника «скретч» сейчас не модна. Она использовалась в фильме «Броненосец Потёмкин» – флаг на корабле закрашен красным карандашом на плёнке. В «Белом солнце пустыни» нарисован выстрел из пистолета, а в фильме «Весёлые ребята» рассыпаются нарисованные искры. Рассказывая это, Борис увлечённо работает с плёнкой.

Фото Яны Раловец

На столе лежат несколько катушек. Художник быстро перематывает их, разрезает, склеивает скотчем. Замечает несколько нераскрашенных кадров. Берёт голубой фломастер для неба, затем зелёный – для травы: «Для мультипликатора главное не что он рассказывает, а как, – считает Борис, – мне достался мешок слайдов от человека, который ездил по всей Европе и фотографировал. Я посмотрел слайды – какие они скучные!».

У каждого фильма Бориса своя история создания. Художник заметил, что обычно создаёт свои работы после сильного эмоционального потрясения. Например, мультфильм «Стрекозы» возник после инсульта Бориса: «Делать было нечего, – вспоминает художник, – ходил по дому, в голову лезли и путались всякие мысли, и я решил их зарисовать. Обычно у меня в каждом фильме разные персонажи, но белочек я использую практически в каждой работе».

Фото Яны Раловец

Любимых художников у Бориса много: «Если я возьму картину «Грачи прилетели» и буду в неё что-нибудь врисовывать, – размышляет Борис, – у меня на этот момент Саврасов будет любимым художником; возьму «Три медведя» – будет Шишкин. У меня ещё много задумок, которые можно воплотить в жизнь. Я считаю, что если человек в моём возрасте – за 50 лет – ещё хочет чем-то заниматься, то его жизнь удалась».

Смотрите также: