Запредельный дар Алисы Фрейндлих

Алиса Фрейндлих. Фото: www.russianlook.com

   
   

Единственной женщиной среди награждённых учёных, историков, художников стала актриса Алиса Фрейндлих. Премию ей присудили с формулировкой «За создание художественных образов, ставших классикой».

Они действительно давно уже стали классикой, её героини - Людмила Калугина (она же - Мымра) из «Служебного романа», королева Анна из «Д'Артаньяна и трёх мушкетёров», Огудалова-старшая из «Жестокого романса». Одна из последних её работ - фильм «На Верхней Масловке» Константина Худякова.

- Алиса Бруновна? Замечательная Алиса Бруновна! - рассказывает режиссёр Константин Худяков. - Абсолютный раритет, совершенно отдельная, ни на кого не похожая! Её очень трудно просчитать в граммах, килограммах и прочем. Она измеряется в других категориях. Я подружился с ней на картине «Успех», и уже тогда она меня пленила.

Говорят: «Она - великий артист». Это и так все знают, и мне не хотелось бы становиться в рядок. Поэтому скажу так: Алиса Бруновна не актриса. Она обладает каким-то запредельным даром. Таким, каким обладал Гоголь. Она - карандаш в руках Божьих. У неё необыкновенный дар существования в роли, это даже не по Станиславскому, который требовал от актёров перевоплощения. Когда после съёмок фильма «На Верхней Масловке» я приехал в Питер, она сказала: «Посмотри, что ты со мной сделал» - и протянула свои скрюченные руки. В картине ей досталась роль 90-летней скульпторши, в которую влюбляется герой Евгения Миронова. Алиса Бруновна образ этот воспринимала через себя, она живой как ртуть человек, безумно темпераментный. При этом очень смешная, у неё бриллиантовые мозги. Мы пытались на съёмочной площадке состарить её лет на 10-15, какие-то нашлёпки сделать, но это всё выглядело ужасно. Пришлось от этого отказаться. Фрейндлих «въехала» в образ 90-летней скульпторши Анны Борисовны без всяких актёрских заклинаний и шаманств.

Надо сказать, я не понимал, как это сделано. Но цену, видимо, она за эту работу заплатила огромную, потому что после этой роли у неё действительно болел позвоночник и руки стали старческие, склеротические!

Алиса Бруновна обладает удивительным талантом - безумная лёгкость восприятия этой нашей безумной работы. Она не играет - она живёт. Просто у неё нет другого предназначения, кроме одного - быть артистом. 

Сейчас я готовлюсь снимать фантазию на темы Гоголя с Андреем Максимовым - история Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, «Старосветские помещики». С Алисой Бруновной в роли Пульхерии Ивановны. И уверен, что это снова будет праздник - и для меня, режиссёра, и для зрителей.

Смотрите также: