Легендарный альтист отметил день рождения на сцене

   
   

Но выступил в привычном для себя амплуа гения - дирижировал Камерным ансамблем «Солисты Москвы», Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», солировал и… травил байки с анекдотами. Разумеется, все - на околомузыкальные темы.

Корреспонденту АиФ посчастливилось попасть на концерт, посвященный Дню рождения маэстро и распробовать «музыку сфер» так, что по окончанию вместе с полным залом аплодировать стоя.

Вечер, посвященный Дню рождения альтиста, ансамблиста, дирижера, педагога, музыкально-общественного деятеля, обласканного властью и по праву заслужившего все свои бесчисленные награды, начался с того, что маэстро сделал подарок – собрал некоторых представителей журналисткой братии за кулисами Большого зала консерватории и «поделился мыслями, накопившимися за год». Таким образом, своеобразные итоги года Юрий Башмет подвел прилюдно. Первым в списке «свершившегося» в 2009 году стало присуждение президентского гранта оркестру «Новая Россия».

- Это дало мне большую свободу, как руководителю, - сказал Юрий Башмет. Конечно, я продолжаю со многими бизнесменами и олигархами дружить, и они – со мной. До сих пор многие из них финансово поддерживают мои музыкальные проекты, понимая, что делают это они не для меня, это в принципе дело благородное. Но государственная поддержка необходима. Она открывает столько дверей, столько барьеров досадных рушит. Так что получение этого гранта – большая для меня радость. И потом мы с моим ансамблем «откатали» программу, в которой звучат сразу две скрипки Страдивари. Мы побывали не только в Москве и Питере, но и в Омске, Новосибирске, Тюмени. Тоже большое дело.

Также Юрий Башмет признался, что встречать день рождения на сцене для него своего рода традиция.

- Я каждый год задаю себе вопрос – год прошел, а что я нашел нового в музыке, какую трактовку изобрел, какое произведение вытащил на свет божий. Понимаете, я всё жду для себя еще одного концерта Шнитке. Я жду открытий. Чтобы были открытия – вот мое главное желание. Подарите мне открытия – и я буду благодарен вам всю жизнь. Знаменитый альтист также с грустью в голосе признался, что музыканты, выбиравшие «своим» инструментом струнный, раньше уходят со сцены.

- У пианистов профессиональная болезнь, извините, геморрой, они сидят и играют без конца. А у нас? – обязательное искривление позвоночника, какой-то верхний позвонок вообще стирается до основания, ужас. Плюс к этому руки болят. Мы же играем руками – они часами находятся в неестественном для себя положении. От них отливает кровь, при этом необходимость работать обескровленными пальцами никуда не исчезает. С годами стачиваются и мышцы, и нервная система. Так что для меня любой отчетный вечер вроде нынешнего – это своеобразная самопроверка.

«Самопроверился» Юрий Башмет в этот вечер концертом из двух отделений. В первом прозвучала Trio-Sonata Альфреда Шнитке и Метаморфозы темы И.С. Баха для альта и струнных. Второе было «отдано» произведению Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии».

   
   

Всем трем музыкальным шедеврам Башмет посвятил своего рода «послесловие». По словам маэстро, Альфред Шнитке сочинил свою Trio-Sonata, взяв в качестве заглавной мелодии – мелодию всем известной Happy Birthday. Ее он «придумал», сыграв наоборот и переложив с мажора на минор. Российскому гению Башмета это так понравилось, что он переложил трио для струнных. Правда, сделал он это не один, а с помощью своей студентки.

- Я лежал тогда в санатории, восстанавливался после болезни. Там я стал заниматься этим самым переложением. А когда понял, что до своего выхода оттуда, ничего не успею, предложил одной из своих студенток - Маше - мне помочь. Она сказала мне, что Шнитке – ее бог, и с радостью согласилась. Так вот, когда я принес получившиеся произведение Альфреду, он сказал «ну надо же как хорошо все сделано, молодец, особенно с седьмой страницы замечательно получилось».

Сочинение Романа Леденёва, композитора, по словам Башмета, старой закваски, тоже уникально:

- Оно написано с таким вкусом, чувством стиля, гениально. Жаль, что на этот концерт Роман прийти не смог.

Берлиозу от Башмета тоже «достались» ласковые слова:

- Берлиоз как нельзя лучше подходит для исполнения в такой день. Симфония для оркестра с солирующим альтом. То есть я здесь выступаю и как дирижер, и как альтист. Это такое шикарное шоу получается. Я не спорю с дирижером (а жанр концерта – это всегда борьба солиста с оркестром), я и есть он.

Надо признаться, «шикарное шоу» у Юрия Башмета получилось от начала и до конца. Два часа пролетели незаметно, и легендарному музыканту аплодировали стоя. Кстати, среди звездных гостей концерта можно было заметить скульптор Зураба Церетели, режиссера Сергея Соловьева, актрису Татьяну Друбич, сатирика Михаила Жванецкого и других известных персон. Бомонд надолго в зале не задержался, - по окончанию торжественной части, культурные деятели страны, по всей видимости, отправились поздравлять именинника за кулисы.

P.S. Своим концертом Юрий Башмет не только поздравил сам себя и своих поклонников, но и открыл Шестой международный конкурс альтистов имени себя. Этот музыкальный форум, по словам его автора, отличает высокий авторитет жюри, талант участников, сложность исполняемого репертуара и уровень организации. Отдельное спасибо Юрий Башмет выразил «пожелавшим остаться неназванными» своим друзьям, которые спасли конкурс от финансовой гибели, которая ему грозила, так как некоторые спонсоры буквально за несколько дней до открытия, отказались финансово помочь, хотя до этого подтвердили свое согласие. Финальный тур конкурса состоится 31 января в пятой студии Телеканала «Культура». В финале участники выступят с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» и Камерным ансамблем «Солисты Москвы», а новоиспеченные лауреаты получат денежные награды (от 120 до 300 тысяч рублей).

Смотрите также: