Николай Коляда: "Сегодня пьесы пишут неучи"

   
   

- Вы обычно сравниваете столицу с «горьким озером». Хорошо критиковать издалека. Перебрались бы сюда?

- Я в Москве не жил, не живу, жить не собираюсь, и, что у вас там происходит, мне непонятно. У меня есть мой крохотный «Коляда-мир», который я долго и мучительно создавал, и разрушать его ради того, чтобы только уехать в Москву и там «светиться», «тусоваться», не собираюсь. С 15 лет, с момента поступления в театральное училище, и по сей день живу в Свердловске-Екатеринбурге, где был актёром театра, потом студентом Литин-ститута и литсотрудником многотиражной газеты, потом руководителем агитбригады, потом режиссёром театра, потом преподавателем театрального института. Из 12 молодых (до 25 лет) драматургов, живущих по всей России, сегодня в номинанты Всероссийской национальной премии «Дебют» вошли 5 моих учеников. Когда узнал об этом, несколько дней ходил абсолютно счастливый. Успехи моих учеников гораздо важнее, чем мои собственные. По закону жизни по-людски надо возрадоваться тому, что пусть неумело, иногда глупо и смешно делают наши дети. И уступить им дорогу. Противно, когда «старики» (и особенно в театре, в литературе) не могут успокоиться, толкают всех локтями, цепляясь за жизнь, и не пропускают вперёд молодых. Какими бы они ни были - они наши дети, они продолжат нас, хуже или лучше - это уже другой вопрос, но продолжат.

- Из каких составляющих соткано для вас наше сегодня? Что радует новизной, что повергает в печаль?

- Сегодня, если ты не дурак, не лентяй, то всегда можешь что-то придумать, заработать денег и купить всего, чего надо для жизни. А обычно надо не так уж и много, ведь всего с собой на тот свет не заберёшь и в гроб под изголовье пачку денег не положишь. Но другое дело, если ты болен, немощен и не от кого ждать помощи, - тогда караул. Каждое утро вижу роющихся в мусорных баках людей. И, представив себя на их месте (а у нас в России от сумы да от тюрьмы не зарекайся), я не просто пугаюсь, а стыжусь, что ничего не делается, чтобы такого не было. Всем срочно понадобились глянец и гламур. Всем нужны улыбающиеся, радостные люди, никто не хочет знать, что рядом кому-то плохо, кто-то страдает и болеет. И если обращаться к театру, то и в театре никто не хочет видеть печального, всем подавай «ха-ца-ца, танцуем без конца».

На недавнем театральном фестивале я услышал: «Да когда же герои Коляды выйдут на сцену не в телогрейках, а во фраках? Что за ненависть к Родине?! Неужели у нас в России нет ничего, кроме грязи?!» Я сидел и молчал. Но так хотелось воскликнуть: есть! Есть много чего разного, милые вы мои держиморды. Но ведь любить Россию - вовсе не значит целовать всех взасос на улицах. Я думаю, что любовь - это поступки, это когда ты что-то доброе делаешь тому, кого любишь, а не какие-то слова красивые говоришь в его адрес.

- Как драматургу, про что вам хочется писать?

   
   

- Пишу сейчас мало. И не потому, что «выдохся» (столько ещё в душе всего, о чём хотелось бы написать, столько сюжетов, характеров, если бы вы знали!), а потому, что мои пьесы сейчас стали неинтересны театрам. Писать в стол не могу. Пьеса должна быть поставлена. Может быть, сейчас происходит самый важный процесс: пьесы эти проходят испытание временем. Тем более что написал я их 92, можно и паузу взять. А к своему 50-летию выпускаю шестую книгу своих пьес, в неё войдут и новые. Много лет преподаю в Екатеринбургском государственном театральном институте. Пугает дремучая необразованность, «неначитанность» молодых людей, которые приходят поступать «на драматурга». Этих неучей сегодня в литературе -легион. Оставаясь карликами, все мнят себя титанами. Потому-то так и пишут: «Достоевский для бедных». Или - «лилипутский Достоевский». Поражаешься: неучи, боже мой, неучи пишут, неучи, не читавшие всю литературу ХIХ века, без которой ты никто, если собрался сесть за стол и писать! Смотрят спектакли неучи-митрофанушки, пишут рецензии неучи-мит-рофанушки. Великая литература ХIХ века - да тебя никто не читал, ты не нужна стала, тебя забыли! Всё понаслышке, всё поверху, всё скольжение - оттого берёт оторопь, и не знаешь, как тут быть, что говорить. Не знаешь, что делать.

Марина Мурзина

Смотрите также: