Первая скрипка Голливуда
Коппола состоит из бороды, тёмных очков, живота, кинокамеры и берета. Его отец, Кармине Коппола, был флейтистом у Тосканини, позднее сочинял музыку для фильмов сына; мать в молодости играла в фильмах у Витторио де Сики. Ещё в младенческом возрасте Фрэнсис обожал играть с киноплёнкой в периоды затяжных детских болезней, а в десять лет накладывал звук на семейные любительские фильмы.
В начале карьеры Коппола делает дешёвые секс- и хоррор-фильмы, занимается перемонтажом и дубляжом киносказок вроде «Садко» Александра Птушко. Молодой Коппола пересмотрел все фильмы и прочёл все книги Эйзенштейна. Он был готов к тому, чтобы сыграть первую скрипку в кинематографическом оркестре 70-х годов. Именно Коппола стал душой нового Голливуда.
Он первый освоил азы современной продюсерской стратегии. В созданном им предприятии «Американ Зоотроп» сотрудничали Лукас, Спилберг, Вим Вендерс, Акира Куросава. Коппола был катализатором и ангелом-спасителем их проектов, а они, в свою очередь, спасали его. Он легко шёл на риск и многократно претерпевал финансовые взлёты и падения, вызывая то поклонение и зависть, то угрозу судебного преследования.
Зато его «Крёстный отец» сразу был признан «величайшим гангстерским фильмом в истории».
Назад, в молодость
Независимость - ключевое слово в последних проектах режиссёра - «Молодость без молодости» и «Тетро». «Тетро» - кино чёрно-белое. Главного героя Тетро, неудачливого писателя, играет Винсент Галло, а его отца - знаменитого дирижёра - Клаус Мария Брандауэр.
Я спрашиваю, есть ли связь между темой фильма и ситуацией в семье Копполы: ведь его отец тоже был музыкантом, а дочь Копполы София стала соперницей отца в кино.
- Да, мой отец писал музыку, а мои дети выросли на съёмочной площадке. Правда, конкретно ничего такого, что показано в фильме, в моей жизни не происходило.
- Это опять фильм о семье - как и «Крёстный отец»…
- Когда снимал «Крёстного отца», поверьте, я не знал лично ни одного гангстера. Я делал кино о моих родственниках-итальянцах, об их семейных традициях, о том, как они едят, общаются между собой и с детьми: эти сцены всё время были перед моими глазами. В новом фильме герои - семья Тетрончини - тоже бывшие итальянцы, только уехавшие в Аргентину.
- На сей раз вы сами написали сценарий. В чём разница?
- Разница в том, что в новом фильме - две автокатастрофы, три удара в лицо и два инфаркта. Если же серьёзно, в титрах «Крёстного отца» я поставил: «сценарий Копполы и Марио Пьюзо», хотя контракт и не заставлял меня этого делать. А другой мой фильм называется «Дракула» Брэма Стокера». Чтобы считаться полным автором сценария, надо самому придумать и историю, и драматургическую разработку.
- Говорят, вы впервые на «Тетро» контролировали весь съёмочный процесс?
- Нет, после успеха «Крёстного отца» я получил право контроля. Но после коммерческой катастрофы с фильмом «От всего сердца» я так много задолжал банкам, что это право у меня опять отняли. Я всегда хотел быть режиссёром так называемых личных фильмов, именно личных, а не авторских. В своё время, следуя этому стремлению, я снял «Людей дождя». Моими ориентирами в ту пору были великолепные режиссёры из Франции, Италии, Греции, России, Японии. Я никогда не думал, что стану режиссёром «Крёстного отца».
- А его продолжений? В прессе появились известия о готовящемся «Крёстном отце-4».
- Я хотел ограничиться ещё первым. Решение делать второго и третьего было продиктовано интересами бизнеса, а это значит - ничего личного. Кино сегодня всё больше паразитирует на сиквелах и ремейках: осталось уже не так много фильмов, которые ещё не дождались перелицовок. А я считаю, что любой ремейк уже существующего прекрасного фильма - напрасная трата денег.
Досье
Фрэнсис Форд КОППОЛА родился в 1939 г. в г. Детройте. Закончил Киношколу при Калифорнийском университете. Его фильмы - «Крёстный отец», «Крёстный отец-2», «Паттон» - принесли ему пять «Оскаров». Также в копилке Копполы «Золотые пальмовые ветви» и множество других призов. Дочь София Коппола - режиссёр, племянник Николас Кейдж - актёр.
Смотрите также:
- Левиафаны голливудских холмов. Непатриотичные американские фильмы →
- «Крестный отец»: когда бандиты становятся героями →
- Игра в «Оскара» →