Как спасти классику?

Юрий Соломин. © / Commons.wikimedia.org

Юрий Соломин, актёр, педагог, режиссёр, худрук Малого театра

   
   

Неужели классика пребывает в таком состоянии, что её надо поддер­живать?

Классика наша нуждается не просто в поддержке - она нуждается в спасении! В спасении ради того молодого поколения, которое растёт сейчас в России. Без неё - без литературы, музыки, живописи, без спектаклей и фильмов - не сформируется полноценный человек. 

Слава богу, с системой образования вопрос потихоньку решается - новый министр Ольга Васильева активно проводит реформы. Но по­смотрите на то, что сейчас проделывают с классическими пьесами режиссёры в театрах, в опере, в балете. Наверное, именно такие постановки имела в виду министр, когда говорила, что поддерживать и защищать надо даже сильных, даже мощные, веками проверенные таланты. 

Часто такие режиссёры-новаторы утверждают, что, мол, с молодым поколением надо разговаривать на новом, понятном им языке. Но мы тоже были молодым поколением! Поколением, чьё дет­ство пришлось на войну. Но почему-то тогда не возникало вопросов о том, нужны ли в школьной программе Достоевский, Пушкин, Толстой. Мы читали эти книги, учили стихи, писали сочинения. И знания эти сохранялись у нас на всю жизнь. А теперь…

Пару лет назад я на вступительных экзаменах прошу девушку: «Объявите, пожалуйста, что будете читать». Абитуриент должен назвать: автор, произведение, глава такая-то… Выходит эта девочка и говорит: «Евгений Онегин». А. С. Пушкин». Инициалы помнит, а полное имя и отчество великого поэта так и не смогла назвать. Вы попробуйте спросить у школьников, знают ли они, как зовут Толстого, Чехова. А если они ещё и в театре увидят, как в пьесе Островского актёр расхаживает по сцене в трусах из соседнего универмага... Вот и ответьте: надо в такой ситуации поддерживать и защищать классику?

А ведь это поколение, в чьих руках будущее России. И они должны точно знать, что Пушкин - Александр Сергеевич, а Чайковский - Пётр Ильич. Тогда к культуре, к истории и к своей стране в целом они будут относиться совершенно по-другому. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

   
   

Смотрите также: