Михаил Веллер, писатель, философ:
- Как сегодня вернуть человека к книге? Во-первых, снизить цены на них путём снижения налогов на печатную продукцию. Хорошо бы, чтобы до руководящих гослиц дошла мысль о том, что деньги, которые сегодня приносят налоги на книгоиздательство и книжную торговлю, несравненно меньше тех денег, которые нужно вкладывать в полицию, тюрьмы, социальные службы. Да, образование не эквивалент воспитания. Но всё-таки человек, который читает, в среднем оказывается немножко порядочнее того, который не читает.
Второе. Десять лет назад я мог купить любую книгу из двух сотен самых популярных и читаемых - они продавались на лотках на тротуарах, в метро, в подземных переходах. Они продавались вместе со страшными ножами дрянной стали, с китайскими игрушками, которые нельзя было лизать, потому что ребёнок мог попасть в больницу с отравлением. Дешёвые игрушки по-прежнему продают. А книжных лотков больше не существует. Кому они мешали? Не зафиксировано ни одного теракта, который был бы связан с книжными лотками в любом городе России. А ведь они создавали рабочие места. Они доносили книгу до человека, который шёл с работы по своему привычному маршруту и мог, этот маршрут не меняя, что-нибудь купить почитать.
И третье. В любой стране (а в нашей особенно) хобби начальника является образом жизни для подчинённых. И большинству чиновников, особенно в регионах, совершенно всё равно - играть ли в теннис или в бадминтон, бороться на татами или ездить на горных лыжах. Если будет сказано сверху, что надо читать книги, и будут печатать фотографии библиотек, в которые пришло первое лицо, то помощники чиновников тут же подадут заказы в книжные магазины. И дома у чиновной рати появятся библиотеки в тысячи томов. Будут ли они эти библиотеки читать? Это уже следующий вопрос. Но дети в доме, где стоят шкафы с книгами, почти всегда вырастают читающими.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Дмитрий Быков: даже в блокаду выживали те, кто мог занять свой мозг чтением →
- Дмитрий Быков: «Главная цель литературы — борьба со смертью» →
- Издатель Борис Куприянов: «Людей надо снова учить читать» →