Награды Улюкаева. 5 особенных фильмов фестиваля «Окно в Европу»

«Папа, сходни» © / Кадр из фильма

По сюжету фильма «Папа, сдохни» героиня сообщает своему возлюбленному, что отец (Виталий Хаев) соблазнил её, когда ей было12 лет, поэтому она просит убить развратника. На деле же оказывается, что отец работает в органах и замешан во взятке.

   
   

Пикантности премьере добавляет тот факт, что оператор ленты — Дмитрий Улюкаев, сын того самого бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, замешанного в крупном скандале. Напомним, что снималась лента частично на государственные деньги: в апреле 2017 года кинокомпания «Белое Зеркало» подала заявку в Минкультуры России на получение субсидии для производства дебютного фильма режиссера Кирилла Соколова «Папа» и получила средства в размере 25 млн. рублей. В процессе работы название изменилось на «Папа, сдохни!» и, по злой иронии судьбы, совпало с процессом по делу Улюкавева-старшего.

Интересна эта лента может быть исключительно той категории зрителей, которая любит «пародии на пародии на боевик» в стиле Тарантино и чёрный киноюмор, когда съемочная площадка залита тоннами кетчупа-крови, в которой купаются все без исключения герои.

«АиФ» составил свой собственный рейтинг фильмов фестиваля «Окно в Европу», основываясь в том числе и на реакции зрителей, которые «голосовали ногами», уходя с картин откровенно скучных.

«Амбивалентность» Антона Бильжо. Диплом в конкурсе «Игровое кино. «Осенние премьеры», приз им. Саввы Кулиша «За творческий поиск»

«Амбивалентность». Кадр из фильма

В центре сюжета — два лучших друга, студенты медвуза, будущие психиатры, «плохой» и «хороший» мальчики. Мальчиш-плохиш, чудесно сыгранный отпрыском славной фамилии Данилом Стекловым, смел, раскован, немного раздолбай, рок-музыкант. Второй (Егор Морозов), мальчик-паинька,занимается стрельбой из лука, во всем следует правилам.

Однажды «плохой» парень застревает в лифте с матерью лучшего друга. У Катерины Сергеевны случается приступ клаустрофобии, заканчивается это вынужденное уединение сценой отчаянного секса. С этого момента начинается мучительное существование всех трех героев — влюбленного хулигана, взрослой дамы и обнаружившего правду ее сына и друга главного героя. Все мучаются ревностью, угрызениями совести. Прекрасна работа 52-летней актрисы, сыгравшей главную роль, и одновременно продюсера фильма Ольги Цирсен. Скромная сотрудница музея, которую в начале фильма зритель видит в «бабской» береточке, превращается в Женщину, у которой сносит крышу, счастливую самку, которая готова идти на риск и ложь ради своей страсти. Прекрасно сыграл и ее «сын» Егор Морозов, герой которого постепенно перестает быть «хорошим» и идет на убийство. «Амбиваленость» — это тонкая психологическая разработка образов. В фильме, как ни странно, нет никакой пошлости, несмотря на обилие сексуальных сцен и пикантную тему. 

«Ван Гоги» Сергея Ливнева, 1 место в конкурсе «Выборгский счёт», спецприз жюри в конкурсе «Копродукция. Окон в мир»

«Ван Гоги». Кадр из фильма

В центре повествования — сложнейшие отношения отца, известного дирижера (Даниэль Ольбрыхский) и его сына, неудачника-художника (Алексей Серебряков), эмигрировавшего в Израиль. Своего героя Серебряков показывает взрослым ребенком, которого мучают детские комплексы, одиночество, страхи. Все они обостряются, когда взрослый мужчина случайно узнает правду: когда он был совсем младенцем, отец загнал ему в голову иголку, желая избавиться от малыша. Именно поэтому героя Серебрякова мучают дикие мигрени.

   
   

Из-за болезни мозга всесильный, звездный, именитый персонаж Ольбрыхского сам к концу фильма становится, как дитя. А герой Серебрякова пробует простить своего отца, которого он обожает и ненавидит одновременно. В «Ван Гогах» великолепная операторская работа, невероятно красивые виды старой Риги. И блистательные актеры: Елена Коренева, Ольга Остроумова, Светлана Немоляева и др. 

«Непрощенный» Сарика Андреасяна

Фильм, в основу которого положена реальная история, произошедшая с осетинским инженером Виталием Калоевым, у которого по вине авиадиспетчера погибла вся семья. Калоева исполняет актер Дмитрий Нагиев. Как говорит режиссёр Сарик Андреасян, сначала у него были сомнения, готов ли зритель принять в этой роли Дмитрия Нагиева. Сомнения, впрочем, были и у самого Нагиева, к которому прочно прилипла маска шоумена. Как становится понятно после «Непрощенного», прилипла она не намертво. После первых минут забываешь, что перед тобой артист Нагиев, и видишь раздавленного горем человека, говорящего на суде, что нет для мужчины большей кары, чем продолжать жить, когда его семья погибла. И режиссер Андреасян, известный многим зрителям своими комедиями, предстает в этот раз настоящим художником, создателем драмы, умеющим собрать психологический конструктор не менее сильный, чем «Землетрясение», снятое им же о трагедии в Гюмри. «Непрощенный» — фильм сильный, глубокий. От этой правды, от сочащегося с экрана горя сдавливает виски, плачешь. Картина тяжелая, она настолько пробирает и проникает в душу, что выйдя из кинотеатра, хочется немедленно позвонить близким и, услышав их голос, радоваться, что все они живы, что все хорошо. И это надо ценить...

«Непрощенный» на фестивале стоял особняком — он закрывал киносмотр и стал единственной лентой, которую тут показали дважды и оба раза — с переаншлагом. 

«Виталий Калоев и все его родные уже видели эту ленту. Для нас было очень важно, чтобы Виталий Константинович и его семья приняли это кино», — сказала «АиФ» pr-директор картины «Непрощенный» Мария Безрук.

«Хрусталь» Дарьи Жук, приз Гильдии киноведов и кинокритиков Росси по конкурсу «Копродукция. Окно в мир».

Действие происходит в 1990-х, молодая красотка, модница, подрабатывающая диджеем, хочет уехать в Америку. Волею судеб девушка оказывается в белорусской глубинке. Где сталкивается с совершенно простым бытом, бедностью, полуголодным существованием людей. Героиня понимает, что реальная жизнь совсем другая, не такая, кой она себе ее нарисовала в мечтах. Фильм о взрослении, о переоценке ценностей, о правде и смысле существования. «Хрусталь» был встречен очень доброжелательно и зрителями, и жюри, и критиками.

«Облепиховое лето» Виктора Алфёрова 3 место в конкурсе «Выборгский счёт»

Фильм рассказывает о жизни драматурга Александра Вампилова, которого прекрасно исполнил актёр Андрей Мерзликин.

Несмотря на то, что картина грустная (отца героя расстреляли как врага народа, пьесы молодого писателя не ставят, сам Александр Вампилов нелепо погибает накануне своего 35-летия — тонет в своем любимом Байкале), «Облепиховое лето» даёт надежду тем, у кого есть мечта, кто идет к своей цели в искусстве, хотя все вокруг советуют «свернуть» и заняться обычным делом. Никому не известный парень Сашка Вампилов, детство которого прошло в райцентре Кутулик в Бурятии, сегодня известен всем благодаря его произведениям. А пьесы «Старший сын», «Утиная охота» поставлены в десятках театров мира. А вот послушал бы он «доброжелателей», советская драматургия лишилась бы нескольких шедевров. Актёр Андрей Мерзликин говорит, что ключом к понимаю образа драматурга стали письма Вампилова к близким.

Смотрите также: