Фильмы о недавних событиях появляются не так часто. Это не касается того, что воспринимается однозначно всем обществом – как, например, Великая Отечественная война, хотя и о военных драмах мнения высказывают разные. А вот уже о картине, посвященной войне на Балканах в 90-е («Балканский рубеж»), спорили много. Еще больше споров вызвали и два фильма о принуждении Грузии к миру в 2008-м, потому что в грузино-американском «Пяти днях в августе» и в ленте Джаника Файзиева «Август. Восьмого» акценты расставлены совершенно по-разному. Но если пятидневная война в Южной Осетии давно завершилась, то конфликт на востоке Украины всё еще продолжается.
В принципе, фильм о событиях 2014 года на Донбассе уже есть – это «Донбасс» Сергея Лозницы; его даже показали в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, но итоговый результат, кажется, устроил только ту сторону, для которой все жители ДНР поголовно преступники. И Ренат Давлетьяров («Стальная бабочка», «А зори здесь тихие…») снял свой «Донбасс» – с подзаголовком «Окраина».
Август 2014 года. Два солдата украинской армии по заданию командования едут на грузовике на окраину Макеевки, пригородного села Донецка. Во время обстрела один из них погибает, а второй, Андрей Соколов (Евгений Михеев) оказывается в подвале жилого дома в странной компании. Главным себя назначил ополченец непризнанной республики Анатолий (Гела Месхи), с которым Андрей заключил перемирие. В этом же подвале пережидают боевые действия несколько женщин – местная жительница Татьяна (Ульяна Похлебаева), у которой вся семья в ополчении, приехавшая из Киева активистка и волонтер Наталья (Евгения Малахова), в открытую называющая себя бандеровкой Оксана (Анна Пескова) и приехавший из Запорожья в поисках сына некто Колосовский (Сергей Холмогоров). Все вместе они пытаются выжить – без еды и воды и под угрозой неминуемого обстрела, ухаживают за потерявшим родных мальчиком Ваней и хотят понять, что им делать дальше.
Давлетьярову довольно долго удается выдерживать нейтралитет и даже некоторую отстраненность от того, что он показывает на экране. Режиссеру важнее было вызвать жалость к своим героям, и ему, надо признать, это удалось. В какой-то момент становится жалко всех. Ополченца и бывшего десантника Анатолия. Украинского солдата с типично русским именем, который до призыва возил воду в Харькове. Жалко и гражданского, которого играет Холмогоров – судя по всему, сына он уже не найдет, как минимум живым. И уж тем более жалко женщин и ребенка, которые явно оказались не в то время и не в том месте; даже бандеровку Оксану жалко, что тут говорить.
Прием, конечно, далеко не новый, его даже в фантастике применяли – к концу фильма «Враг мой» только совсем черствый душой человек не хотел, чтобы оба противника выбрались из передряги целыми и невредимыми. Так и тут, в «Окраине», близкое знакомство с героями и их биографиями дает эффект сопереживания – ну пусть они доберутся до далекой России, пусть никто не погибнет.
Похожий прием использовался и в недавнем «Балканском рубеже», в котором группа русских спецназовцев и примкнувших к ним местных сербов и албанцев противостоит этнической банде албанцев во время Косовской войны. Но та война уже далеко – двадцать лет прошло, да и была она в стороне от нашего населения. Украинский конфликт совсем другое дело – он продолжается, украинские власти (да и граждане тоже) обвиняют Россию во вмешательстве в свои внутренние дела и чуть ли не в военном вторжении, российские власти отбиваются от этих обвинений. Часть российского общества поддерживает позицию Украины, для другой части украинская армия – это натуральные фашисты. Точек соприкосновения нет, единой позиции выработать, видимо, не получится еще долго – как, кстати, и в отношении Грузии.
Представляя свой фильм, Давлетьяров просил не оценивать его с политических позиций, но проблема в том, что он и заявленная в «Окраине» детективная составляющая показана очень условно. До самого финала никакого детектива словно и нет, а картина выглядит обычным историей про поход по вражеской территории. Кроме того, Давлетьяров и сам не выдержал нейтральный тон до конца фильма. Он четко обозначил свою позицию, назвал плохих и хороших и пояснил, на чьей он стороне. Правда, если одно «но». Имя главного героя с украинской стороны – Андрей Соколов – очевидно, отсылает к знаменитому рассказу Михаила Шолохова, да и Ванька имеется. И как к этому совпадению относиться, не очень понятно.
Смотрите также:
- Украинские националисты запретили показывать «Мы из будущего 2» →
- Красная угроза. История антироссийской кинопропаганды →
- Сибирская сказка. Что не так в экранизации «Тобола»? →