Наш эксперт – генеральный директор Института «Реакомп» («Реабилитация и компьютер») Всероссийского общества слепых, кандидат педагогических наук Сергей Ваньшин.
По своей сути тифлокомментатор становится глазами для слепого. Тифлокомментирование получило наибольшее распространение именно в кино. Но можно комментировать телевизионные передачи, театральные постановки, массовые мероприятия, концерты, эстрадные и цирковые представления, спортивные соревнования.
Ошибки и недочёты
Дать незрячему человеку адекватное представление о фильме – непростая задача. Порой тифлокомментатор заглушает голоса актёров. Это недопустимо.
Или бывают ситуации, когда вместо тифлокомментария произносится ненужная информация, словесная шелуха. Например, герой картины в гневе выходит из комнаты и хлопает дверью. Комментатор говорит: «Он хлопнул дверью…» Но хлопок незрячий зритель и так слышит.
Самое главное – чтобы развитие действия, основные идеи, заложенные в картине, были понятны для особенного зрителя. Поэтому нужно обратить внимание на «немые» сцены, невербальную коммуникацию героев, использование мимики, необычный декор интерьера, какие-то важные, знаковые предметы.
Тифлокомментатор должен не только обладать красивым, поставленным голосом, но и уметь уловить в кинофильме главное… Что касается иных жанров комментирования, то требования к ним похожи. Необходимо дать конкретную информацию о том, что происходит на манеже цирка или на театральных подмостках.
Особый навык
Тифлокомментарии могут быть подготовленными или прямыми (горячими). Случается, что у эксперта нет возможности предварительно посмотреть фильм. И ему приходится работать, что называется, с листа. Это требует особого навыка, примерно такого же, как комментирование спортивных матчей.
При разработке методик тифлокомментирования специалисты используют опыт радиорепортажей, в том числе со спортивных соревнований. Слушатели радио не могут получать визуальную информацию, значит, любой радиожурналист в определённом смысле является тифлокомментатором.
Специальные залы
Специализированные кинозалы для инвалидов по зрению появляются в некоторых городах нашей страны. Эти залы, как правило, многофункциональны. Зрячие и незрячие зрители могут наслаждаться фильмами, не мешая друг другу. Инвалиды по зрению получают наушники, а специальная аппаратура синхронизирует саундтрек фильма и звукозапись комментария.
Смотрите также:
- Режиссёр «Апостола» Юрий Мороз: «Работать с Мироновым очень легко» →
- Как поддержать мечту. Советы от писательницы Барбары Шер →
- Режиссёр фильма «28 панфиловцев»: «Отступать некуда» →