Как всё было. Мемуарные фильмы о Великой Отечественной

«В августе 44-го…» (2002). © / Кадр из фильма

Показ фильмов о Великой Отечественной войне – одна из давних традиций Дня Победы. При этом предпочтение отдается обычно советским картинам – считается, что поколение, которое само прошло через войну, рассказывает о ней честнее. Строго говоря, это не совсем верно – во времена СССР существовала цензура на государственном уровне, и чаще всего именно идеологи определяли, что и о чем можно рассказывать. Правда, несмотря на определенные фигуры умолчания, военные советские фильмы всё равно остаются на недосягаемом уровне – видимо, действительно нужно было пережить военные годы, чтобы снять «Они сражались за Родину», «Живых и мертвых», «А зори здесь тихие» или «В бой идут одни старики». Да и победить на Каннском фестивале фильму Михаила Калатозова «Летят журавли» цензура не помешала.

   
   

Экранизации книг – особенно массовых, изданных миллионными тиражами – обычно с препятствиями не сталкивались. И на качество фильма влияли лишь таланты самих режиссеров и актеров – и качество исходного литературного источника. К Дню Победы АиФ.ru отобрал несколько фильмов, в основе которых те книги, которые можно назвать мемуарами – они написаны фронтовиками, а главные герои часто напоминают самих писателей.

«Солдаты» (1956)

Дебютная повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» вышла в 1947 году и принесла ему Сталинскую премию. В этой книге Некрасов описывал свой собственный военный опыт – он прошел Сталинградскую битву от начала до конца, воевал на Мамаевом кургане; разумеется, «В окопах Сталинграда» – не биография, но отдельные автобиографические моменты в ней есть. Фильм по повести поставил в 1956-м году режиссер Александр Иванов (автор «Звезды» по Казакевичу 1949 года, «Поднятой целины» и «Михайло Ломоносова»); от книги экранизация отличается весьма сильно – в связи с изменившимися политическими условиями. Позже «Солдат» вообще положили на полку, поскольку Некрасов стал диссидентом и в 70-е эмигрировал из СССР.

«Освобождение» (1969-1972)

Пятисерийная киноэпопея Юрия Озерова рассказывает о второй половине Великой Отечественной войны – с Курской битвы до взятия Берлина. Сценарий писали два известных писателя –  Оскар Курганов и Юрий Бондарев, и фабула получилась скорее художественная, чем документальная; например, Бондарев включил в сюжет эпизоды своего романа «Батальоны просят огня». При этом у авторов картины была возможность ознакомиться и с еще не изданными мемуарами Георгия Жукова (первое издание «Воспоминаний и размышлений» вышло в 1969-м, когда съемки уже шли). Правда, Озерову не разрешили пригласить знаменитого маршала в качестве консультанта – у Жукова в то время серьезно испортились отношения с руководством страны, – но внимание, которое уделяется в эпопее этому герою, явно «чрезмерное».

«Освобождение».  Кадр из фильма

«Горячий снег» (1972)

Фильм Гавриила Егиазарова снят по одноименному роману Юрия Бондарева – одного из ярких представителей «лейтенантской прозы», который описал в этой книге свой собственный опыт боев. Действие картины происходит зимой 1942 года, когда советские войска отражали попытку корпуса Манштейна деблокировать окруженных под Сталинградом немцев. В фильме сыграли Борис Токарев, Николай Ерёменко, Георгий Жжёнов, Юрий Назаров.

«Горячий снег» (1972)  Кадр из фильма

«Фронт без флангов» (1975)

Трилогия, основанной на документальном романе «Мы вернёмся», который написал Семён Цвигун – в то время заместитель председателя КГБ, а в начале войны – бывший директор школы, работавший в системе НКВД; по его словам, первую половину Великой Отечественной он воевал в партизанских отрядах (по официальной биографии – на фронтах). Фильм (как и роман) рассказывает о партизанах и разведчиках, которые вели войну за линией фронта. «Фронт без флангов» был первым фильмом, а позже вышли еще две части – «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага»; сценаристом всех трех фильмов был сам Цвигун. Главную роль в трилогии исполнил Вячеслав Тихонов.

«Экзамен на бессмертие» (1983)

Экранизация двух повестей еще одного представителя «лейтенантской прозы  Константина Воробьёва («Убиты под Москвой» и «Крик»). Речь в фильме идет о подвиге кремлевских курсантов, которые осенью 1941 года ценой своих жизней задержали немецкие войска под Волоколамском. Воробьев был одним из этих курсантов (в 1940-м он начал учебу в московском пехотном училище), попал в плен, после побега сражался в партизанском отряде. Повесть «Убиты под Москвой» была экранизирована еще раз – в 1990-м вышел фильм «Это мы, Господи!»; картина была названа по еще одной повести Воробьева, в которой он рассказал о том, что пережил в плену.

   
   

«В августе 44-го…» (2002)

По одной из версий своей биографии Владимир Богомолов в начале войны пошел на фронт добровольцем, был ранен, долго лечился, после возвращения в действующую армию служил в военной разведке, потом перешел в СМЕРШ и еще несколько лет после Победы служил в контрразведке. Этот свой опыт Богомолов и описал в романе «Момент истины» (или «В августе сорок четвёртого»), который вышел в 1973 году.

В книге он использовал многочисленные документы; речь в ней шла о противодействии немецким шпионам в освобожденной Белоруссии летом 1944 года. Роман пытались экранизировать сразу же после выхода, но картина литовского режиссёра Витаутаса Жалакявичюса была закрыта. Фильм Михаила Пташука с Евгением Мироновым, Владиславом Галкиным и Юрием Колокольниковым в главных ролях вышел за год до смерти писателя (он умер в декабре 2003-го), но своё имя из титров Богомолов всё же снял – финальная версия картины ему не понравилась. Тем не менее «В августе 44-го…» стал одним из лучших постсоветских фильмов о войне и, пожалуй, сделал для популяризации СМЕРШа в целом и контрразведки в частности очень много.

Смотрите также: