Из директоров — в звезды. Взрослые актеры детского кино СССР

Для известных и популярных актеров участие в детских фильмах — своеобразный вызов. Считается, что дети не терпят фальши, не дают скидок, так что чувства на экране должны быть почти что настоящими — лишь тогда картину ждет успех у юной аудитории. Но в то же время хорошая роль в детском кино может дать весьма солидный трамплин для последующей карьеры, а сыгранный когда-то персонаж остается очень яркой строчкой в будущей солидной фильмографии, затмевая и очень серьезные роли. Aif.ru рассказывает про советских актеров, которые прославились именно после участия в детском кино и для которых такая работа никаких проблем не вызвала.

   
   

Георгий Милляр — «По щучьему велению», 1938 г.

Этот актер фактически стал символом советских киносказок, но, когда всё только начиналось, о такой кинокарьере Милляру приходилось только мечтать. Почти два десятилетия он был сугубо театральным актером — после революции сын французского инженера-мостостроителя сменил фамилию, жил в оставленной его семье комнате в коммуналке, выучился в театральной студии и был занят в различных постановках.

Первое знакомство с будущим киносказочником Александром Роу было безрезультатным, но в 1938-м режиссер пригласил актера воплотить на экране необычный образ царя Гороха, и тот блестяще справился с задачей. Уже в следующей картине — это была «Василиса прекрасная» — Милляр появился у Роу в виде Бабы Яги, да так потом и переиграл чуть ли не всю нечисть, которую смогли придумать сценаристы и сам Роу. Был пугающим Кощеем Бессмертным, странным Кваком, зеленым царем Чудом-Юдом. Милляр снялся во всех 16-ти фильмах Роу, сыграл около 30 персонажей. Был занят и у других режиссеров, но чаще всего в эпизодах и даже без упоминания в титрах; в его обширной, более 100 работ, фильмографии есть «Судьба человека», «Человек ниоткуда», «Обыкновенное чудо» Эраста Гарина, «Кавказская пленница» и даже «Война и мир» Сергея Бондарчука.

Евгений Евстигнеев — «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен», 1964 г.

Конечно, назвать Евстигнеева в 1964 году новичком в актерском решительно невозможно. У него за плечами была учеба в театральном училище Горького (сейчас — Нижний Новгород, а училище носит его имя), работа в театре драмы Владимира, учеба в Школе-студии МХАТ; он был в числе основателей театра «Современник» — вместе с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Олегом Табаковым и другими замечательными актерами.

Снимался Евстигнеев и в кино — у него были роли в «Балладе о солдате» и в ленте «Девять дней одного года». Но после роли директора пионерского лагеря товарища Дынина Евстигнеева, что называется, узнала вся страна. Потом, конечно, у него было множество работ в кино — режиссёр народного театра в «Берегись автомобиля», Корейко в «Золотом теленке», инженер Воробьев в «Стариках-разбойниках», профессор Плейшнер в «Семнадцати мгновениях весны» и, разумеется, профессор Преображенский в «Собачьем сердце».

Эдуард Изотов — «Морозко», 1964 г.

Ещё один актер, которого нашел Александр Роу. У Изотова, правда, не было двадцатилетнего театрального стажа — в 1959-м он окончил ВГИК, сыграл в нескольких фильмах и даже имел в активе одну главную роль — в драме «Первые испытания» про революцию 1905 года. Но после роли Ивана, вдовьего сына, которому пришлось из-за спеси побывать в медвежьем облике, Изотов стал очень узнаваемым актером.

Возможно, это мешало ему получать главные роли в других проектах, но он снимался регулярно, ещё раз появился у Роу в сказке «Огонь, вода и… медные трубы», снимался в эпопее «Освобождение», в сериале «Семнадцать мгновений весны», в «Мимино» и других картинах. Но в 1983 году его карьера прервалась — вместе с женой Изотов был пойман во время незаконного обмена валюты, отсидел три года, и к нормальной работе так вернуться и не смог, хотя и работал в Театре киноактера. В конце 80-х он перенес первый инсульт; всего их было пять. Актер скончался в 2003 году на 67-м году жизни.

Наталья Андрейченко — «Мэри Поппинс, до свидания», 1983 г.

Актриса тоже не была новичком в кино. Она училась во ВГИКе в мастерской Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой, начала сниматься ещё студенткой, а в 1978-м сыграла одну из заметных ролей в «Сибириаде» Андрея Кончаловского. И вот в начале 80-х, после полутора десятков работ Андрейченко получает сразу две главные роли. Одной была роль в драме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» — эта картина вышла в 1984-м и была представлена в конкурсе Берлинского кинофестиваля.

А до этого по ЦТ показали мюзикл Леонида Квинихидзе, основанный на произведениях Памелы Трэверс. Няня по имени Мэри Поппинс в исполнении Андрейченко буквально покорила всех юных зрителей СССР и сделала актрису настоящей звездой, а для неё самой, пожалуй, так и осталась самой главной ролью. У неё были и в дальнейшем удачные работы — в 1987-м она стала лучшей актрисой года по выбору читателей журнала «Советский экран» за фильм «Прости», а в 1990-м была номинирована на «Нику» за картину «Леди Макбет Мценского уезда». В 1991-м Андрейченко уехала в США к своему мужу, американскому актеру Максимилиану Шеллу, после его смерти в 2005-м вернулась в Россию, но потом снова уехала — и сейчас живет в Мексике.

Лембит Ульфсак — «В поисках капитана Гранта», 1985 г.

Эстонский актер много работал в театрах Таллина, часто снимался в советском кино — обычно в небольших ролях, хотя в его карьере была и главная роль в «Легенде о Тиле» Александра Алова и Владимира Наумова в 1976 году.

Он и в «Мэри Поппинс» зрителям запомнился — играл персонажа по прозвищу «мистер Эй», за которого Павел Смеян спел песни «Непогода» и «Тридцать три коровы». Но по-настоящему детская аудитория разглядела Ульфсака в экранизации романа Жюля Верна, где он сыграл рассеянного ученого Жака Паганеля, который всё-таки сумел помочь путешественникам в достижении их целей. Ульфсак стал народным артистом Эстонской ССР, активно снимался и после развала СССР — до самой своей смерти в 2017 году.

Бонус: Инна Чурикова — «Морозко», 1964 г.

Разумеется, определяющей для карьеры Чуриковой стала встреча с режиссером Глебом Панфиловым, который искал актрису с характернйо внешностью для своей дебютной работы «В огне брода нет». Но нельзя исключать, что эта встреча могла бы и не состояться, если бы начинающая актриса не сыграла в том же «Морозко» у Александра Роу Марфушу, которая на пару со своей матерью третировала сводную сестру Настеньку. Персонаж этот, конечно, был насквозь отрицательный, но запоминающийся («У Настьки-то коса лучше моей!»).