История одного фильма: «Инопланетянин» Стивена Спилберга

«Инопланетянин». 1982 год. © / Кадр из фильма

11 июня 1982 года в США состоялась премьера фильма Стивена Спилберга «Инопланетянин», который до сих пор остаётся самой доброй и трогательной фантастической киноисторией о контактах человечества с пришельцами. АиФ.ru рассказывает о том, как Спилберг придумал своего пришельца, куда ставил камеру и какой эпизод с участием известного актёра «вырезал» при монтаже.

   
   

История о дружбе мальчика с Земли и «мальчика» с другой планеты завоевала 4 премии «Оскар» и почти $800 млн в мировом прокате (при скромном бюджете в $10,5 млн). Ко времени выхода «Инопланетянина» 36-летний Спилберг уже был известен как автор «Челюстей», «Индианы Джонса» и «Близких контактов третьей степени». Но если в вышедших пятью годами ранее «Контактах» встреча с пришельцами всё-таки остаётся за кадром, то в «Инопланетянине» именно она и оказывается центром повествования.

Кадр из фильма «Инопланетянин». 1982 год.

По сюжету, на Землю совершает посадку космический корабль, пассажиры которого прибыли с мирной исследовательской целью. Пока они собирают в лесу образцы почвы и прочие листочки, за деревьями уже прячутся подметившие приближение «тарелки» учёные из NASA. Их цель — также исследовательская, только изучать земляне хотят пришельцев, а потому последним приходится ретироваться. В спешке гости с другой планеты забывают на Земле одного из своих — не самого приятного вида существо, напоминающее черепаху без панциря, с длинной шеей, продолговатой головой и огромными глазами. Если вам когда-либо было интересно, что будет, если совместить черты лица Альберта Энштейна с мордой мопса — то вот и ответ. К Энштейну и мопсу режиссёр добавил немного от поэта Карла Сэндберга и получил того Инопланетянина, чей образ знаком всем и каждому. На вопрос журналистов о том, какого же всё-таки пола его пришелец, Спилберг неизменно отвечал, что это существо ближе к растениями, а потому не имеет пола в привычном понимании.

Поначалу его облик пугает — как зрителей, так и героев фильма, брата и сестру, нашедших и спасших Инопланетянина от армии США. Главную роль, мальчика Эллиота, исполнил 11-летний Генри Томас, который на пробах должен был показать грусть — для сцены, в которой привязавшийся к пришельцу ребёнок прощается с ним, думая, что Инопланетянин умер. Сидя перед Спилбергом, Генри Томас вспоминал о смерти своей собаки, и его лицо невольно стало столь печальным, что режиссёр расплакался и без колебаний отдал роль мальчику. Сестру Эллиота, Герти, сыграла Дрю Бэрримор — юной актрисе в то время было всего 7 лет, однако она уже успела появиться в эпизодической роли в психоделическом триллере «Другие ипостаси» британца Кена Рассела и в нескольких телевизионных проектах. Ещё одного ребёнка — старшего брата Элиотта и Герти по имени Майкл — сыграл 16-летний Роберт МакНотон.

Дрю Бэрримор в фильме «Инопланетянин». 1982 год.

Взрослые персонажи, за исключением мамы Эллиота, появляются на экране лишь в самом финале. Кроме того, снимал Спилберг камерой, установленной на уровне глаз ребёнка, — так, по его мнению, связь Эллиота и Инопланетянина выглядела ещё убедительней. Съёмки с такой точки должны были оказать психологическое воздействие на зрителей: дети могли отождествлять себя с главными героями, взрослые — видеть, как угрожающе они порой выглядят в глазах ребёнка. А вот смотреть в глаза Инопланетянину детям-актёрам оказалось тяжело — настолько неестественно далеко они были расположены один от другого на кукольном лице. Чтобы зрительный контакт всё-таки удался и выглядел убедительным, Дрю Бэрримор и Генри Томас самостоятельно приняли решение смотреть пришельцу только в один глаз.

Кадр из фильма «Инопланетянин». 1982 год.

Съёмки «Инопланетянина» проходили в Калифорнии, в основном в павильонах Culver Studios, где когда-то создавались такие классические фильмы, как «Кинг Конг» и «Унесённые ветром». Что касается натурных съёмок, то лесные сцены разворачиваются на территории национального парка Рэдвуд, где растут знаменитые американские секвойи и где снимал некоторые сцены для «Звёздных войн» Джордж Лукас. Классы и коридоры школы Эллиота можно отыскать внутри одной из школ Лос-Анжелеса. К слову, роль директора исполнил Харрисон Форд, однако при финальном монтаже Спилберг безжалостно вырезал всю сцену с его участием. Говорят, правда, что самым придирчивым фанатам всё-таки удалось узнать актёра по мелькающему в кадре затылку.

Один из четырёх «Оскаров», которыми был награждён фильм на церемонии 1983 года, достался композитору Джону Уильямсу. Работа над саундтреком к «Инопланетянину» — в каком-то смысле уникальный случай в истории кино. Записывая отрывок, который впоследствии должен был звучать в финале картины, Уильямс никак не мог подогнать мелодию под картинку, было очевидно, что написанная им музыка «не ложится» на готовый фильм. Тогда Спилберг посоветовал композитору отвлечься от происходящего на экране и сыграть так, будто он и его музыканты находятся не в студии, а на собственном концерте. После того как запись музыки была завершена, Спилберг немного перемонтировал фильм, «подогнав» его под саундтрек.

   
   

«Инопланетянин» не был задуман режиссёром как добрая сказка о дружбе людей с пришельцем. Напротив, изначально фильм должен был стать довольно мрачной историей о нападении инопланетян на семью мирных жителей американского пригорода. К счастью, параллельно со съёмками «Инопланетянина» Спилберг начал работу над фильмом «Полтергейст», где, будучи продюсером и сценаристом, смог воплотить идею в жизнь и уже с чистой совестью сделал Инопланетянина существом с добрыми намерениями. Более того, работая над переизданием фильма к 20-летнему юбилею, режиссёр потратил $100 тысяч и с помощью специальных цифровых технологий «убрал» оружие из рук спецагентов, преследующих Эллиота и Инопланетянина в финале, чтобы окончательно лишить картину каких-либо намёков на насилие.

Смотрите также: