У фильма, который сегодня возглавляет многочисленные рейтинги «Лучших фантастических фильмов всех времён», непростая история: исходя из зрительских ожиданий продюсеры вынудили режиссёра срочно переснимать финал, но в прокате «Бегущий по лезвию» всё равно провалился. АиФ.ru рассказывает о злоключениях культовой ленты.
Кошмарный сон съёмочной группы
«Бегущий по лезвию» — экранизация научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Однако Ридли Скотт перед тем, как снимать фильм по книге даже её не прочитал, а при первой встрече с автором заявил: «Дружище, ты переборщил, к тридцать второй странице у тебя было около семнадцати сюжетных линий!». Более того, Скотту не понравилось тяжеловесное название романа, поэтому он заменил заголовок на термин «бегущий по лезвию» (the bladerunner) фантаста Алана Норса и использовал его в качестве профессии главного героя — охотника на беглых андроидов.
С первых же дней работа над проектом шла нелегко: конструируя Лос-Анджелес 2019 года в стиле, который позднее получил название «киберпанк», Ридли Скотт постоянно перекраивал сценарий и по шестнадцать раз переснимал сцены, что требовало от съёмочной команды ангельского терпения и исполнительности. Однако не все голливудские декораторы, операторы, осветители, создатели спецэффектов, каскадёры были довольны, что их «строил» требовательный и нетерпеливый британец. Очень скоро технический персонал «Бегущего по лезвию» можно было узнать по однотипным футболкам с надписью «Уилл Роджерс никогда не встретит Ридли Скотта» (отсылка к известному высказыванию американской звезды 30-х годов, утверждавшему, что он никогда не встречал человека, который бы ему не понравился).
Не слишком дружелюбно складывались и отношения с актёрами. Известно, что Скотт (начинавший свою карьеру как дизайнер) во время работы над «Бегущим по лезвию» больше внимания уделял декорациям, чем актёрской игре. Многих обижало «равнодушие» режиссёра, однако он считал, что опытные артисты могут решить свои частные творческие задачи самостоятельно, он же должен заниматься глобальными проблемами.
Отдельной бедой стал спор с главной звездой проекта Харрисоном Фордом, который в отличие от режиссёра считал, что его герой Рик Декард не может быть репликантом (андроидом). Разногласия кинематографистов чуть было не привели к потасовке на съёмочной площадке и до сих пор остаются предметом споров для многих поклонников фильма. В 80-е продюсеры предпочли оставить решение этого вопроса на усмотрение зрителя, но в июле 2000 года Скотт вновь поднял «болезненную» тему, заявив, что Декард — репликант. Ответ Форда не заставил себя долго ждать, он сообщил СМИ: «Мы сошлись во мнении (ещё во время съёмок — прим.), что Декард — это точно не репликант».
«Ползущий по лезвию»
«Невероятно! Именно так я себе это и представлял!», — восклицал, глядя нарезку сцен из фильма, автор оригинального романа, который не дожил до премьеры «Бегущего по лезвию» всего три месяца. Но когда фантастическую ленту показали фокус-группе, получили ужасные отзывы. Черновая версия фильма длилась четыре часа и показалась её первым зрителям мрачной, запутанной, а главное — люди жаловались на грустный финал.
Продюсеры в авральном режиме бросились выполнять «работу над ошибками» и вынудили Скотта вырезать из фильма всё, что тормозило действие, добавить хэппи-энд и несколько сцен, которые бы проясняли происходящее на экране. Более того, уже без участия Скотта они наняли сценариста, который написал текст для закадрового голоса, даже Форду показавшийся «чёртовым кошмаром». «Я думал, что фильм отлично смотрелся и без закадрового повествования. А теперь мне приходилось над этим самым повествованием работать. Да ещё и решение это приняли люди, не представляющие интересов Скотта», — жаловался популярный актёр.
В конечном счёте, многочисленные попытки «умаслить» зрителя провалились. Фильм с внушительным бюджетом в $28 млн (первоначально его планировалось уместить в $12 млн) собрал в кинотеатрах всего $27 млн.
Объяснить провал легендарного фильма в 1982 году сегодня достаточно просто: реклама «Бегущего по лезвию» обещала приключенческий боевик, зрители же становились свидетелями арт-хаусной философской истории, пусть и красиво сделанной, но слишком сложной для широкой публики. Даже критики не сразу оценили картину, считая, что история в угоду спецэффектам была вытеснена на задний план, не были продуманы человеческие взаимоотношения. Сам же фильм из-за слишком медленного повествования называли «Ползущим по лезвию» и даже «научно-фантастической порнографией».
«Великий фильм»
С годами отношение к «Бегущему по лезвию» менялось. А по достоинству оценить все нюансы постановки зрителям помогла режиссёрская версия (в наше время режиссёрские версии фильмов — обычное явление, но в начале 1990-х Скотт был одним из первых, кому студия предоставила творческую свободу).
Режиссёрская версия «Бегущего по лезвию» вышла спустя десятилетие после его премьеры, в ней был вырезан закадровый голос, изменён финал и добавлены кадры сна Декарда о единороге, которые позволили предполагать, что главный герой — репликант. Но и на этом работа над лентой не завершилась — к 25-летию «Бегущего по лезвию» Скотт представил уже седьмой по счёту вариант фильма — так называемую «окончательную версию».
К этому моменту критики уже пересмотрели своё отношение к фильму. Например, лауреат Пулитцеровской премии Роджер Эберт, который в 80-е годы называл «Бегущего по лезвию» поверхностным и клишированным, в 2007 году внёс его в свой список «великих фильмов». «Я был уверен, что мои проблемы с восприятием „Бегущего по лезвию“ в прошлом являлись следствием моего собственного недостатка вкуса и воображения, но если уже тогда фильм был идеальным, почему же Сэр Ридли продолжал корпеть над ним?», — объяснил свою позицию кинокритик.
Сегодня уже ни у кого нет сомнений, что «Бегущий по лезвию» — один из лучших фантастических фильмов в истории Голливуда, повлиявший на многие произведения не только в мире кино. Поэтому неудивительно, что в эпоху сиквелов, а тем более в год 35-летия картины на экраны выйдет её продолжение — «Бегущий по лезвию 2049», главные роли в котором исполнят любимец публики Харрисон Форд и новая звезда Райан Гослинг.
Как рассказал журналистам Скотт, выступающий в качестве одного из продюсеров и сценаристов сиквела, Форд далеко не сразу согласился на съёмки в продолжении культовой антиутопии: «Харрисон сказал мне: „Да ну!“, но я ответил: „Нет, все же прочитай этот сценарий“. Он прочитал и признал, что это — лучший сценарий в его карьере».
Смотрите также:
- «Я так и не понял, о чём этот фильм». Российское кино глазами иностранцев →
- Джордж Клуни: «Я старею и хочу снимать, а не сниматься» →
- «Война миров Z»: как Брэд Питт за зомби ходил →