Речь идёт об этносказке под названием «Небесные жёны луговых мари» режиссёра Алексея Федорченко по одноимённой книге писателя из Казани Дениса Осокина. 22 повести о судьбах марийских женщин, где реальность тесно переплетена с поверьями малого народа, издавна живущего на территории России.
Каждая новелла - отдельная история продолжительностью от одной до 10 минут, главная героиня которой - девушка или женщина от 14 до 45 лет с именем на букву О: Окай, Осылай, Одоча, Ошвика, Оразви, Орапти, Одарня, Офраси, Опи, Оняви, Околче…
В ленте показаны быт, традиции, культура малого народа с 1970‑х гг. до наших дней. Съёмки проходили в Марий Эл, а также в деревнях на юге Свердловской области. И, что примечательно, герои картины говорят исключительно на марийском языке. Понять содержание помогают субтитры.
Сам режиссёр называет фильм марийским «Декамероном», в котором есть место и трагедии, и драме, и комедии.
Кино начинается с того, что девочка в современном пуховике приходит в обычный на первый взгляд лес, расстилает скатерть, достаёт яйца, хлеб, зажигает свечу... И становится понятно, что это священная роща и она совершает древний обряд - просит местных духов избавить её внешность от недостатков - родинок.
Другой сюжет сначала похож на реальную историю, а потом тоже получает сказочный поворот. Молодая жительница села слегла от неизвестной хвори, её родители пытаются выяснить, что стряслось. И в конце концов узнают, что болезнь дочери послана в наказание от... берёзы, под которой она обнималась-целовалась с парнем. Дерево, как выясняется, было волшебным талисманом села, такие вольности под его кроной непозволительны.
Чем дальше, тем интереснее. Героиня одной новеллы оказывается «подружкой» ветра, и сельчане используют её «порочную связь» со стихией, чтобы решить личные проблемы.
Вот история, разворачивающаяся в большом городе: получивший отставку поклонник посылает вдогонку возлюбленной, уехавшей покорять столицу своим красивым голосом, настоящего зомби. Однако, почти догнав беглянку, персонаж фильма ужасов встречает на пути марийского милиционера, который не теряется и вместо пистолета достаёт из кобуры... бабушкин амулет. Злой дух убирается восвояси.
И хотя критики и зрители говорят, что ничего подобного не видели, мне эта смесь реальности и сказки совершенно точно напомнила повести Гоголя. Только вместо украинцев и их нечистой силы из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в кадре - марийцы и их мифология. Как у Гоголя - «Вий», так и у Осокина с Федорченко попадаются новеллы, которые на ночь лучше не смотреть. Почему? Реально страшно!
Например, гуляя по лесу, женщина встречает там ведьму Овду - двухметровую грязную заросшую тётю, похожую на снежного человека. И вот эта «красотка» просит марийку одолжить ей мужа - мол, больно он ей нравится. Естественно, женщина отказывает. А вдогонку слышит: «Сама ещё попросишь...» Не скажу, чем кончилась история, но отмечу одно: Овда - не выдуманный киноперсонаж. В преданиях марийцев описаны эти легендарные существа с большим бюстом и перевёрнутыми ступнями. Они обладали такой силой, что могли запросто закинуть лошадь на дерево.
Есть в фильме и истории без нечистой силы. Например, девушка, достигшая брачного возраста, получает от матери рог, в который нужно дуть, чтобы о подросшей невесте узнали женихи из окрестных сёл. До Великой Отечественной войны рёв такой трубы действительно время от времени раздавался в марийских сёлах. Или полная тётушка делится с худой племянницей «собственной красотой», обтирая её своими вещами.
«Марийцы - современный народ и вовсе не малочисленный - 600 тыс. человек. Их мифологичность очень ярко выражена в быту. И в этом их особенность», - говорит автор сценария Денис Осокин.
«С волшебством мы сталкивались и на съёмках, - вспоминает актриса Юлия Ауг, сыгравшая одну из героинь. - Как-то я сильно заболела, и хозяйка деревенского дома, марийка, дала мне настойку из местных грибов, которая буквально подняла меня на ноги на следующее утро. Так что там секреты предков не забывают».
Кстати, как рассказал на одной из пресс-конференций А. Федорченко, перед съёмками «Небесных жён» он получил благословение марийских старейшин. И во время работы над картиной, которая охватывает все времена года, с погодой всегда везло.
Однако смелый проект получил не только благорасположение духов, но и 50-процентное финансирование от Министерства культуры России и... признание за рубежом. Дело в том, что мировая премьера фильма состоялась не в Москве - впервые «Небесные жёны» были показаны на фестивале в Риме. Лента произвела фурор. А ватиканская газета назвала кино самым духовным фильмом.
А ведь сколько народов, населяющих нашу страну, имеют интересные традиции, мифологию, предания, о которых фильмов ещё не снято! Может, пора не только нефть и газ экспортировать, но и об их уникальной культуре рассказывать?
СтоЛИЧНОСТЬ №15 (45), 15 октября 2013
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»
Смотрите также:
- Елена Валюшкина: «Когда игнорируешь съемки в кино, тебя перестают звать» →
- Проста, как стрела. Режиссёр Динара Асанова и её фильмы →
- Даниил Спиваковский: «Дочка наполнила дом радостью» →